irkuem (irkuem) wrote,
irkuem
irkuem

Category:

Его звали Уотсон!

Прошу прощения за третий перепост подряд, и обещаю исправиться) Но тут уж так получилось, что готов подписаться почти под каждым словом (почти, потому что в оригинале Дойла не читал)

Оригинал взят у monfore в Его звали Уотсон!
Шерлок
Давно обещал высказаться на тему российского "Шерлока", вот наконец собрался.

"Гамлет" экранизирован 75 раз, "Золушка" - 95. 115 фильмов снято по "Трем мушкетерам". А общее число экранизаций "Приключений Шерлока Холмса и доктора " - аж 211. В театре, конечно, же рулит Гамлет, но в кино, безусловно царствует Шерлок наш, Холмс. Что как бы, обязывает.
Появление на столь конкурентном поле нового российского фильма было несколько неожиданным и вызвало бурю эмоций, к сожалению в основном негативных, от недоумения до возмущения. Жару поддало и то, что какой-то "эффективный менеджер" канала решил устроить параллельный показ "старого" и "нового" Холмсов...

На волне "народного возмущения" в сети объявилось множество полуграмотных "обозревателей", которые радостно начали обливать "Шерлока" грязью. А жаль.

В одном согласен, кино получилось однозначно не для  широких народных масс. Не "Глухарь" и не "Воронины", где все мысли и мессиджи на поверхности, разжеваны и выданы зрителям как гамбургер в фаст-фуде ... Об этом говорят и рейтинги телевидения - запущенный чуть позже и  не заслуживающий особого на мой взгляд внимания "Убить Сталина", полностью переключил аудиторию на себя.

Эта премьера из тех сериалов, которые сделаны на годы вперед. И может быть, будущий, более молодой зритель оценит ее лучше нынешнего. Ведь большая часть сегодняшней телеаудитории находится в сильной и объяснимой зависимости от знаменитых "Приключений Шерлока Холмса и Доктора Ватсона" Игоря Масленникова.(Комсомольская правда )
Фильм получился настолько многоплановым, что рассматривать его с какой-то одной позиции просто не выйдет. Пройдусь бегом по самым значимым на мой взгляд трендам.

1. Если забыть о том, что существуют рассказы Конан-Дойла,и ностранные серьялы  и масленниковский фильм, то есть оценивать фильм как вещь в себе - он великолепен.
Помимо Кавуна, уже зарекомендовавшего себя как режиссер зрелищного кино ("Кандагар", "Охота на Пиранью") в его создании приняла участие самая наверное выдающаяся из ныне работающих сценаристов старой школы , Зоя Кудря. Именно она придумала "Ликвидацию" и превратила унылую серию экономических очерков, что вышли из-под пера Юлии Латыниной в яркую и увлекательную "Охоту на изюбря" ...

Фильм сочетает первоклассную технику съемки (на костюмы декорации и спецэффекты был потрачен самый большой в истории российского кинематографа бюджет) с совершенно театральной режиссурой и игрой актеров. Реконструкция викторианского Лондона лично меня потрясла, а ряд сцен, таких как "монолог об иностранцах" и объяснение в любви Уотсона и миссис Хадсон заставили скрипеть зубами от зависти. Игра актеров , решение образов выше всякой критики. Буквально все персонажи объемны, многоплановы, эмпатичны. И я даже знаю чем фильм отвратил многих зрителей - он весь сделан на совершенно театральном нерве и не чешет зрителя по мозжечку...
Скепсис, который я вначале испытывал к Боярскому и Петренко уже к концу первого сюжета был окончательно и бесповоротно развеян. Все они играют действительно классно, врут "критеги", привыкшие к деревянным схематичным образам из типовой киножвачки!
В качестве единственного минуса как "просто кино" могу указать лишь на то, что  фактуру выходящую за рамки викторианского быта, создатели отработали слабо. Промальпинисты Бояринов и Рагимов указали на множество анахронизмов в  снаряжении, я же долго смеялся над тем , что рассказывали про средневековую английскую историю  в шотландской серии...

Однако пр наличии столь мощного конкурента как старый советский фильм, рассматривать Шерлока без сопоставления с ним практически невозможно.

2. Кавун vs Масленников

Хоя конечно, правильнее было бы говорить не о "войне режиссеров", а о сравнении сценаристов. Напомню, что сценарий сттарого фильма писали Юлий Дунский и Валерий Фрид.

Аполитичный, неспешный  добрый и иронический фильм с харизматичными Ливановым и Соломиным стал в свое время таким же культом,  как и "Место встречи изменить нельзя". А нашу эпоху эта лента и вовсе воспринимается миллионами людей как "самое лучшее" из молодости. Субъективная оценка, вбита в подсознание. Потому заставить не то что полюбить, просто смотреть иного - нервного, брутального, насквозь политизированного и, к тому же "неканоничного" Шерлока тех кому за сорок не стОит даже пытаться (ваш покорный слуга- редкое исключение). Отдельное спасибо за то, что вернули Уотсона. Ливанофилам объясняю - до 1979 г. когда вышел фильм, все переводы Конан-Дойла содержали грамотную огласовку "Уотсон" и диковатое "Ватсон"  мне, к тому времени  прочитавшему по нескольку раз все доступные рассказы, очень резало слух ...
 
Не знаю, честно говоря, откуда взялась легенда о бешеном успехе в Англии этого фильма, ибо в глазах тамошней публики он должен смотреться дико, примерно как для нас голливудский "Доктор Живаго" ...

Я бы в принципе два этих фильма сравнивать не стал. Разные жанры, разная подача материала, разные творческие задачи создателей. Во всяком случае, у меня в фильмотеке оба заняли достойное место. Старый фильм - отличная интеллигентная пародия, в которой не нужно искать скрытых смыслов и глубоких слоев. Одним словом: "Овсянка, сэр" ... Ну а зазвездившегося Ливанова, после того как он выдал в интервью какой-то маразматический бред, я и вовсе перестал уважать...

3. "Трудности перевода" - теперь посмотрим на фильм как на экранизацию литературного источника.

Основные претензии у народа  в этом плане две: брутальные "не джентльменистые" герои и не буквальный пересказ конандойловских сюжетов. Я очень хорошо знаком с первоисточником и довольно внимательно смотрел фильм, поэтому могу ответить так: создатели фильма поступили очень верно. Они погрузили персонажей в реконструкцию реального быта эпохи с буквальным прочтением многих вещей, которые сэр Артур оставил за кадром(военное прошлое, политика, финансовая составляющая деятельности Холмса). Потому наркоман Холмс  и  ведет себя  как ему положено, а Уотсон - нищеброд, графоман и ханжа... Косяков у Дойла, кстати немеряно - сюжетных, фабульных, фактологических. И то, что авторы не стали их слепо калькировать за это им большое зрительское спасибо.
Опять же с точки зрения чисто ремесленной, из большинства рассказов просто невозможно сделать качественный полноценный сценарий, так что работа Зои Кудри и Ко заключалась в том, чтобы "исправить сценарные ошибки" первоисточника. Что им, как мне кажется, удалось ...
Выбор сюжетов в принципе понятен и вполне каноничен для жанра - детектив шпионский, уголовный , исторический, политический, конспирологический - в общем полный социальный пакет ...
И здесь опять же фильм пошел не в жилу ценителям творчества Конан-Дойла, которые ожидали чего угодно - каноничности, пародийности, но только не профессионального переложения с упором на упущенные детали ...
Особого внимания заслуживает тренд "Холмс против Мориарти". Многие сочли неудачной и вообще непонятной его концовку, когда
[Нажмите, чтобы прочитать, раскрывает сюжет]на верхушке Биг-Бена Холмс и Мориарти обмениваются парой непонятных зрителю  фраз, после чего главзлодей непафосно бросается вниз.
Для меня здесь не нашлось ничего удивительного. Мориарти у Конан Дойла фигура условно-абстрактная. Он носитель абсолютного зла, при этом интеллектуальный гений. Потому кулачная разборка в горах, и у автора-то ставшая скорее вынужденной, искусственной вставкой на потеху непритязательной публике, никоим образом не соответствует образам, которых реинкарнировали создатели фильма. Потому насквозь символичную сцену, где два рафинированных интеллектуала, сделав по одному ходу в шахматной партии и посидев немного над доской, молча расходятся, признав один победу, второй поражение, мне понравилась намного больше, чем в принципе чемпионат по высокогорному бориццио...

4. Но самый большой кайф я поймал все-таки от "подсюжетов". И в первую очередь от  Уотсона. Образ, созданный   сценаристами, хотя и в немалой степени оживленный Паниным - это нечто. Ветеран-афганец, он в мыслях и на словах живое воплощение киплинговского "бремени белого человека" и викторианского патриотизма. По поступкам же - редкая гнусь. Зарабатывает подпольными абортами. Женится на Хадсон однозначно не по любви, а чтобы не платить за хату (могу по сюжету доказать) . Графоман с литературными амбициями. Ради заработка на бульварных книжонках сливает "закрытую" инфу без согласия Холмса, без малейших угрызений совести искажая образ человека, которого считает другом. "Похоронив" Холмса устраивает у него в комнате пафосный и лживый "музей" и проводит экскурсии. Не бесплатно, конечно. И при этом ведь все равно нравится, гад такой... А "отморозок" Холмс с его идиотским поведением и прокуренными мозгами, как раз и представляет собой прямую противоположность бездарному ханже Уотсону. Его патриотизм совершенно не пафосен, для Холмса защищать интересы своей страны так же естественно как дышать ...
Вообще стеб над "викторианскими ценностями" в фильме - статья особая, тут можно много писать. Одно лишь закладывание короны чего стоит ...

Ну и напоследок не могу не отметить тренд "рождение литературной легенды". Этот подсюжет будет безусловно оценен в полной мере теми, кот знаком с реалиями нынешнего издательского бизнеса ) По всему, что мы видим Уотсон - писатель бездарный (собственно и сам Дойл , положа руку на сердце , только не бейте, не может служить образцом изящного стиля и сильной драматургии) . Узнав о том, что за детективные рассказы платят деньги он оставляет поэтические потуги и, не имея ни ума ни фантазии, просто переносит на бумагу дела которыми занимается Холмс. Постепенно , от серии к серии, живой человек, благодаря мудрым советам издателя , превращается в "условно-литературного Холмса", который обрастает внешними архетипическими атрибутами: скрипка, трубка, каскетка и прочая хрень, без которой ныне и Холмс-не Холмс. Условного Холмса нам даже и показывают мельком, спасибо за появлении в катре моему любимому Лыкову )

Не считая свое мнение истиной в последней инстанции, тем не менее настоятельно рекомендую пересмотреть фильм целиком тем, кто этого еще не сделал, а прочим, тем,  кто любит настоящее кино, переглядеть еще раз, абстрагировавшись от всяческих сравнений и предварительных оценок. Удовольствие гарантировано. 

Tags: Чужое
Subscribe

  • Хуго Мортенс по прозвищу "Бывший"

    Людская природа весьма прихотлива и разнообразна! И, как бы не хотелось старикам, ворчащим на упадок нравов, разнообразие это простирается и на…

  • Не могу молчать!

    В свете последних тенденций оповещения о новостях, мне, как человеку, столько для него сделавшего, становится обидно за Крысолова. Он-то, в отличие…

  • (no subject)

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • Хуго Мортенс по прозвищу "Бывший"

    Людская природа весьма прихотлива и разнообразна! И, как бы не хотелось старикам, ворчащим на упадок нравов, разнообразие это простирается и на…

  • Не могу молчать!

    В свете последних тенденций оповещения о новостях, мне, как человеку, столько для него сделавшего, становится обидно за Крысолова. Он-то, в отличие…

  • (no subject)