irkuem (irkuem) wrote,
irkuem
irkuem

Categories:

Михаил Рагимов & Игорь Николаев "Дети Гамельна"

Оригинал взят у svart_ulfr в Михаил Рагимов & Игорь Николаев "Дети Гамельна"


Вчера в ночи наконец-то прочитал давно уже (irkuem, прошу прощения за изрядную неторопливость) присланный мне для ознакомления цикл рассказов. Он определенно стоит того, чтобы сказать о нем пару слов.

О чем он? О людях, которые порой могут быть (и бывают) куда хуже, чем любая нежить. О нечисти, которая иногда оказывается чем-то совсем иным, чем говорят нам легенды и сказки. О Тридцатилетней войне и о многострадальной Европе, на полях которой в охотку резали друг друга французы, испанцы и немцы, щедро оставляя пропитание тем, кто приходил после.

Я сознательно избегну аллюзий с творчеством пана Сапковского и с "Мракобесом" госпожи Хаецкой, хотя при желании найти их несложно. Разумеется, описывая европейское "мифопоэтическое пространство", трудно было бы обойтись без достаточно известных сюжетов - таких, как истории о рыцаре Маннелинге, Гамельнском крысолове или о Моровой Деве, но в сборнике присутствуют и вполне "авторские" сюжеты - похождения казака-характерника в городе Париже, своеобразный способ изгнания полтергейста, или еще одна версия происхождения Жеводанского зверя. И сложно сказать, что удалось авторам лучше.

Так какие же они, эти рассказы?

Иногда смешные -

"- Кстати, о прекрасных девах, – Швальбе поднялся, отряхнул штаны. – Ясновельможная госпожа, выходите за меня замуж!

Капитан опустился на правое колено, всем видом выражая настоящую куртуазность, чистоту помыслов и серьезность намерений.

Троллиха остолбенела.

– Ты серьезно? – растерянно спросила она.

- Ну, конечно! – очень честно ответил Швальбе, вспоминая кропотливо изученную старую легенду. - Только один вопрос. У тебя есть табун лошадей, двенадцать мельниц с медными жерновами, шелковая рубашка без швов и чудо-сабля с золотой рукоятью? Согласен на фальшион, если кригмессера нет. Впрочем, если что, возьму все. Я не гордый".


Иногда - страшные

"Кот сидел на полу, буквально обвившись вокруг ножки стола, шерсть у него не то, что встала дыбом - пошла иголками, как у ежа, так что можно было уколоться даже взглядом. Хвост подметал грязный пол, хлеща, как плетка, по бокам зверя. Уставившись на дверь, кот утробно подвывал, очень низко, почти на грани слышимости.

- Бесова скотина, - сказал Йожин, примериваясь, чем бы швырнуть в хвостатую тварь, и тут осознал, что завывание хвостатого - единственный звук, который монах слышит. Умолкли собаки, тяжелая, давящая тишина опустилась на деревню.

Кот скребнул лапой доску пола и неожиданно бросился к Йожину. Не успел монах и пальцем шевельнуть, а комок вздыбленной шерсти уже прижался к бедру, тихонько взвизгивая. Теперь кот не подвывал, а буквально рыдал, почти как младенец. Йожин машинально накрыл его ладонью, чувствуя, как дрожит кошачье тельце, неожиданно маленькое под густой шерстью. Зверек прижался еще теснее, и вцепился когтями в рясу.

Кот, в отличие от собаки - одиночка, и живет сам по себе. Если пес при опасности бросается к хозяину, чуя вожака, то кот, наоборот, пустится наутек и подальше. Йожин подумал, что такое могло оказаться за дверью, чтобы серый котей искал защиты у человека...

И кровь замерзла у монаха в жилах".



Иногда - динамичные

"Даже у опытных наемников на мгновение дрогнули сердца, когда склоны холма буквально вскипели – десятки карликов возникли, словно из ниоткуда, чуть не затопив разноцветной толпой вершину. Они рвались вперед со злобным воем, густо повисшим над лесом, размахивая ножами, копьецами и короткими сучковатыми дубинками в маленьких, но сильных руках. Но недомерки так и не поняли, что лишились своего главного оружия – неизвестности и вселяемого в людские сердца страха. Сейчас, при свете солнца, для солдат они были уже не страшной напастью, а просто толпой мелких дикарей с плохим оружием. Такие не могли испугать опытных бойцов, видевших куда более страшных противников, вроде испанской пехоты, французской кавалерии или настоящей замогильной нежити."


Иногда - красивые

"Он был стар и одинок. Так стар, что и не помнил уже, когда ушли последние из Его рода. Давным-давно не рассекают темную воду их черные тела, радуясь жизни, не взлетают из-под водной глади в сонме брызг и искрометно играющих под солнцем капель. Ныне Он остался один, во мраке, обреченный на вечное движение и бесконечное одиночество.

Миновали дни их славы и силы. Все ушло, давно ушло.

Одиночество хуже старости. Он знал это всегда. Но раньше готов был терпеть, ожидая чуда, но минуло многое множество лун, гораздо больше, чем можно сосчитать – но чудо так и не произошло. Больше не скользила рядом братская тень, и никто не шептал рядом, вспоминая Время Большого Льда. Пришло время...

Время умирать.

А умирать надо в бою!

Огромная стремительная тень, черная даже в морской тьме, устремилась в глубину, где обитает Тот-Кто-Несет-Много-Рук, извечный враг Его племени, единственный, кто может сравняться и превзойти Его в силе и неукротимой свирепости. Многорукий должен быть зол, ведь про него все давно забыли. И это хорошо – чем больше злобы, тем больше славы и ярости в битве.

Черная тень напомнит Многорукому Время Вечного Льда, Вечного Боя. И придет заслуженный, достойный отдых от одинокой старости, вечный покой, заслуженный в славной схватке…"


Но все они читаются достаточно легко, в них нет затянутости и чего-то "лишнего": в меру страха,юмора, поэтики и экшена. Пожалуй, "Дети" напомнили мне костюм германского ландскнехта - в них множество цветов и тканей, которые, соединяясь вместе, дают в итоге единое целое, не опускаясь при этом до эклектики. И в этом плане, на мой взгляд, было мудро оформить произведение как сборник отдельных рассказов - в случае повести этот момент был бы упущен.

Отдельно хочу отметить недурное знание авторами "матчасти". Описанное со знанием дела оружие, постоянные обороты вроде "пустым, как карманы датчан после поражения при Люттере" лично мне весьма симпатичны, свидетельствуя о явном интересе авторов к предмету.

На сем хочу поблагодарить авторов за доставленное удовольствие.

И - надеюсь дождаться выхода в свет бумажной книги.

_____________________________

Добавлю от себя. "Мракобеса", увы, не читал, хоть и несколько раз рекомендовали уважаемые и авторитетные люди. Да все никак не соберусь...
Ну а пану Сапеку в тексте алаверды открытым текстом)))))




Tags: Графоманство, Дети Гамельна, Рецензиеотзывы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments