"...Сторожевой катер проекта «Гриф», под бортовым номером П-527 сошел со стапелей города Феодосии в очень далеком девяносто седьмом. В том же году был передан Морской Охране Пограничных Войск, и переименован в П-506. Отслужил на Черном море и, за пару лет до Войны, был переведен в Донецкий пограничный отряд. Через год выскочил в море спасать невезучих рыбаков и пропорол борт об льдину. Еле дошлепал до берега и выбросился на пляж в районе Белосарайской косы.
На лето катер стал культовым местом для фотографов, пляжные паломники стекались чуть ли не со всей области. Потом, тихо-мирно был снят, поставлен в сухой док на судоремонтном и забыт.
В Войну ни на порт, ни на судоремонтный завод, ничего не упало. То ли для себя берегли, то ли промазали. Кто тех амеровских военных поймет? Или кто там планировал ракетно-бомбовые. Словом, завод уцелел, единственный из всех крупных предприятий города. И вместе с ним - катер. Тоже единственный. Нет, конечно, в дивизионе Морской Охраны, который базировался на том же заводе, корабли были. Только «были» - ключевое понятие.
Половину сожгли в многочисленных разборках первых лет, Еще несколько, относительно уцелевших, загрузились под завязку и ушли на Россию, так и не вернувшись... Один «Калкан» вышел в шторм и бесследно пропал…
Вспомнили про «подранка» нескоро, когда схлынула кроваво-черная пена междоусобиц. Когда пришла пора не ломать, а строить. В том числе восстанавливать с ноля оборонную мощь на море. Моторки и переделанные сейнера, конечно, хорошо, но боевой корабль лучше. Особенно, когда на корме спарка «Утесов», а не два автоматчика.
Мучили катер долго. Многие даже говорили, что проще новый собрать. Не хватало всего. Приходилось импровизировать и упрощать. Но все преодолели, и, всего-то через три года после начала ремонта, спустили на воду довольно неплохой даже по меркам прошлого, сторожевичок. В очередной раз переименованный. Теперь на бортах красовалось гордое имя, бессовестно спертое у первенца в серии лучших русских эсминцев. «Новик»
Усилили вооружение, добавив на бак еще одну спарку, а на крышу рубки — АГС «Пламя». Очень уж хорошо из «станкача» получалось шарашить по браконьерам всех мастей. Да и по берегу гранатомет работал на ура, несмотря на качающуюся платформу. Немного упала скорость, но «Новик» все еще был способен пройти мерную милю на двадцати трех узлах, а этого было достаточно.
И с личным составом проблем не возникло. Кого из «сухопутчиков» перевели, кого из гражданских «мореманов», которые мотались вдоль побережья, экономическими методами, то есть каботажными рейсами, сколачивая и соединяя Конфедерацию.
Изначально, особых планов на «псевдоэсминец» не прописывали. Так, «шоб було!». Погонять ошалевших от удивления, браконьеров, пришедших в территориальные воды Конфедерации с русской стороны, высадить разведчиков в районе Ейска. Да мало ли каких задач можно нарезать для чуть ли не единственного боевого корабля в акватории?
А с этого года на слегка поржавевшие от постоянного нахождения в море плечи сторожевика, нагрузили еще и одну проблему — дальняя разведка. Поскольку не было другого корабля, подходящего под такую задачу. Нет, конечно, СЧС-235, обладал чуть ли не месячной автономностью. А на паре уцелевших сухогрузов «река-море» было не в пример комфортнее, да и на палубу можно с десяток орудий влепить... Но, как говорится, есть нюанс.
Автономность и комфорт - вещь хорошая. Но скорость и осадка важнее, особенно, в мелководной Азовке. Если залиться под завязку, да забить все возможные места канистрами, то можно и до Одессы доскочить. Если будет поставлена такая задача. А ее не будет. Нету Одессы. Если разведсводкам верить — одна набережная и осталась. С Дюком.
Но в Одессу нам и не надо. Нам необходимо выйти в определенное время, в точку с определенными координатами..
"Новик" до реконструкции. На правом фото - в акватории п. Мариуполь