irkuem (irkuem) wrote,
irkuem
irkuem

Categories:

Пассауское искусство

Разговор сегодня пойдет о величайшем из искусств! Нет, не о кинематографе. Владимир Ильич рассуждал с позиций сиюминутной потребности, а я о вечном. Что может быть важнее в нашей жизни, чем конец этой самой жизни отстрочить на как можно больший срок? Именно. А что для этого нужно сделать? В разрезе мышления средневекового и постсредневекового человека? Правильно, держаться поближе к обозу и таскать доспех понадежнее.
А еще – договориться. И с Богом/Богами, и с другими сущностями. Которые являлись как пережитками дохристианской Европы, так и инновационными, сугубо диавольскими порождениями.
Из этого синтеза и родилось «Пассауское искусство». Оно же Passauer Art.
Если говорить шершавым языком плаката, то это применение разнообразнейших талисманов и действий для убережения от смерти в бою. Хочу дополнить, что действий – сугубо мифологического толку. Съебаться из первой линии до атаки польской гусарии – это немного не то. Хотя, безусловно, работает, если капрал не заметит.
Вера и желание сделать свое тело неуязвимым, а оружие – смертельным для всех, и Богов, и людей, и нечисти, старше любой известной мировой культуры. Существовало, если верить археологии, чуть ли не за мильен лет до нашей эры.
И из глубин веков к нам тянутся, многочисленные наговоры, заговоры и суеверия, связанные с оружием, доспехами и соблюдением всяких режимов и постов перед боем. Кому хочется подробностей по последнему – при случае тормошите.
Конечно же, когда власть над душами получило христианство во всем своем разнообразии, большинство ритуалов было или забыто, или просто перестало применяться. Или пониматься стало с иным знаком: вместо договора с духами, богами, как с равными - продажа души и т.д.
Естественно, под влиянием христианства, антиубивательные ритуалы стали считаться, не то чтобы прям совсем запретными, но около того.
Церковь предлагала альтернативы в виде молитв и святых мощей. Но, молитвы помогали разве что самым рьяным паладинам типа Симона де Монфора, а святых мощей, как и дефлопе, на всех не хватало. Да и 25 голов Иоанна Крестителя выглядели, минимум, неубедительно.
Новый виток пошел с началом массированного применения огнестрела.
Вот и пришлось где-то импровизировать, где-то вспоминать надежно забытое, где-то тормошить замшелых прапрадедушек, помнящих еще Фрундсберга и Жижку Вырви-Глаза…
Тут-то ПэИ и развернулось.
Возникло оно еще в середине 16-го века, вероятнее всего, во Фландрии, где полуязыческие верования немецких наемников, столкнулись с герметическими верованиями испанцев. И те, и те верили и в магию, и в Христа. Добавилось туда немного цыганских верований, а также, измышления многомудрых студиозусов, которые, как мы все знаем – первые враги государства. Цыгане со студентами, кстати, и считались первейшими специалистами в подобном.
Применение ПэИ охватывало чуть ли не поголовно. Так, после разгрома в 1587 году отряда брандебургских ополченцев, французы практически на каждом убитом находили или талисманы, или магические записки.
Пик популярности был достигнут в Тридцатилетнюю войну. Которая, по большому счету, может считаться репетицией мировой войны.
Первая книга, в которой поднимается вопрос ПэИ, вышла задолго до дефенстрации и прочих Белых Гор, в самом конце 17-го века. Мэр города Аусбурга Самуил Циммерман Старший собрал все, известные ему свидетельства ПэИ в толстенный фолиант, названный «Безоар, против всяческих страхов и ужасов. С картинками». Городской голова вписал туда не только известные ему примеры удачного применения, но и методики. Впрочем, считается, что он сам был тот еще малефикомаэстро и об очень многом умолчал. К «Безоару» мы еще вернемся.
Само название появилось гораздо позднее, как бы уже не в 18 веке. По официальной легенде, в 1611 году, палач из Пассау, некий Каспар Найтхарт раздавал наемникам записки с колдовскими письменами. Записки требовалось хранить при себе или съедать в критической ситуации. Известен даже текст раздаваемых записок. Впрочем, терзают меня смутные сомнения, что ФИО палачу, да и прочие подробности, выдумали позднейшие книжники.
Конечно же, одними записками ПэИ не ограничивалось. В ход шло все, от просфорок, до кожи, снятой с трупов.

Самый, наверное, известный артефакт, относящийся – это кусок веревки, на которой кого-то повесили. Считалось, что ношение обрезка приносит счастье в жизни, азартных играх и уберегает от сифилиса. Вера в чудодейственность данного артефакта, насколько знаю, дожила в Европе минимум до конца 19-го века.

Менее известный, но куда более мощный и полезный артефакт, связанный с повешенным - это, так называемая Рука Славы - высушенная особым образом кисть, зачастую с куском запястья. Правда, именно к ПэИ особого отношения она не имела, применяясь больше для тайного проникновения в дома. Но, у кого-то из наемников она в мешке валялась. На всякий случай.

Нотхемд (das Nothemd). Он же - «рубашка последнего боя».
Считается, что применялась только ландскнехтами. Что, впрочем, противоречит житейской логике.
Представлял он из себя короткую рубашку (до пуза примерно) с вышитыми на груди человеческими головами (справа голова с бородой, слева в короне и с рогами, понятно, кого символизируя для простых парней с пиками. Мы-то, конечно, догадываемся, что это отсылка к Вотану и Донару) и множеством крестов. Притом, ткать ее положено было двум барышням, не ходившим до того на сеновал. Особо надежно спасала рубаха, сшитая в ночь с 24 на 25 декабря и девочками, которым еще и семи лет не исполнилось. Преимущественно использовался лен, но и против шерсти особых противопоказаний не было.
Считалось, что повседневное ношение напрочь убивает рабочие свойства, еще и навлекая на себя пристальный взгляд Смерти. Соответственно, надевали ее только перед масштабными драками.
Притом, что интересно – нотхемд рекомендовался роженицам, для облегчения родов. Тоже ведь, в общем, бой…
Некоторые советовали 1-2 ночи хранить готовый нотхемд под алтарем.

Церковная атрибутика вообще играла в ПэИ огромную роль. В массе-то, солдаты хоть и весьма практично трактовали заповеди, были воспитаны в определенном страхе перед Господом.
Так, под алтарь прятали не только рубашки, но и записки с колдунствами. Самое мощное, кстати: “держись поближе к кухне и подальше от боя”. Также под алтарь, на несколько дней, рекомендовалось заложить и украденную во время причастия просфору. Чтобы над ней мессу отслужили, а то и проповедь прочитали об искушениях диавольских.
С просфорами после их “зарядки” поступали по всякому. Кто-то грыз перед боем, кто-то носил у сердца, а кто-то, предвосхищая забавы бойцов мотошвейных войск, просфору пытался вживить в себя.
Не в орган, конечно. Делали надрез на теле, вкладывали освященный сухарик, а потом дожидались заживления... абсцесс и временную негодность к строевой. Кстати, за 3-4 дня до большой драки - самое оно
Стоит также упомянуть вариант, когда “освященная” просфора использовалась в качестве футлярчика для вышепомянутых записок.
Возвращаясь к запискам, следует отметить, что их написание тоже следовало проводить с соблюдением традиции. Писали на пергаменте, выдранном из священных книг, желательно - кровью. Рисовали кресты, алхимические символы, буквы неведомых алфавитов, в том числе, и самолично выдуманных. Разумеется, обещали Дьяволу душу, в случае помощи...
Существовали и сборные артефакты. Так, например, если сложить в мешок черной кожи козлиную бороду, голову летучей мыши и волчьи глаза, немного высохших блевотных масс, сушеных овощей и куска плаценты, то это убережет от пули и моровой язва
Приведу несколько выдержек из соответствующих трудов, в том числе, и из уже упоминавшегося “Безоара”:

“Известный бретер из Аусбурга часто хвалился тем, что предпочитает драться сразу с двумя-тремя противниками, одновременно обедая - так как шпаги вреда ему не причиняют. Был убит в 1550 году ударом алебарды по затылку.”


“Один плотник из той же местности, будучи заговоренным, получил удар кинжалом. Раны не осталось. Вскоре умер от укуса собаки”.

“В 1558 в полку графа Лихтенштейна был наемник, который после каждого боя вытряхивал из своего платья вражеские пули, показывая дыры в одежде. Сам же оставался цел. Был убит [ то ли испанским, то ли итальянским] крестьянином”.


В отчете о захвате города Плзень (отчет 1619) отмечался следующий случай:

Некий Ганс, взяв гарнец квашенной капусты и пиво, долго сидел у городского рва, все это истребляя. В него стреляли со стен, попав пять раз. Умер после шестой пули, которая, как оказалось, была каменной.

Эффективность данных мер разнилась, что мы в вышеприведенных примерах и наблюдаем.
Некоторые работали не больше суток. Зависело от соблюдения всех положенных мер, в первую очередь, конечно - от своевременной оплаты советчику/изготовителю.
Следует уточнить, что стопроцентной эффективности не гарантировалось. Так, можно было уберечься от стали, но получить свинцовую пулю в грудь или прикладом по затылку. Естественно, знающий пассаумейстер, если не хотел получить вышеупомянутым прикладом, обязательно предупреждал о том, что у премерзких вражин тоже есть мастера (похуже, конечно, но поковарнее....). И у противника тоже может наличествовать талисман. С крохотной вероятностью более мощный.
Впрочем, для нейтрализации чужого колдовства, находились и свои револьверы:
Так, в официальном печатном органе Общества медицинско-естественных наук одного из германских княжеств, журнале "Fohemerides" ("Повседневные заметки") за 1691, приводился следующий рецепт:
Если кто подозревал, что его противник не гнушается дьявольской помощи, то он должен выпачкать свой клинок в свином навозе. А так же, зарядить пистолет или аркебуз пулей, которую требовалось предварительно засунуть в место, обратное рту.
Дьявол охренеет от такого говно-комбо и сбежит с позором, оставив своего приятеля немножко умирайт.
Не спала и Церковь. Рвали языки, колесовали, сжигали на медленном огне...
И напоследок, хочу добавить то, что в связи с отсутствием серьезной упорядоченности, в наше время иногда возникают забавные коллизии, когда за артефакты ПэИ принимают любовные записки. Как произошло, к примеру, в прошлом году, с запиской найденной в алебарде при реставрационных работах в МВК “Музей Новый Иерусалим”
У нас, в смысле, в русскоязычной антропологии и культурологии, данное явление толком и не исследовалось. Несмотря на то огромное количество параллелей, которое можно провести с подобными явлениями в нашей культуре.
Tags: Дети Гамельна, История
Subscribe

  • Про Литрес и ФМС

    Со второй попытки пробрался на вышеуказанный сайт. В процессе ругался, богохульничал и вообще все проходило, мягко говоря, своеобразно. Не раз…

  • (no subject)

    На волне модных писательско-графоманских срачей и прочих разборок гадюк с жабами, чтобы не сидеть в стороне (а то я и умный, и красивый - не…

  • О помидорах и Предназначении

    Сначала было Слово! И слово было - ОГОРОД! И сказано слово было, и замерли сердца в страхе. Ибо сулило то слово адское пекло, работу в поте лица,…

  • Пиво, дождь. И прочий рок-н-ролл

    Небольшое предупреждение - параллелей с автором проводить не стоит. Имею право на художественный вымысел) Пиво было хуевым. Пена от порошка…

  • Ирвин Уелш, Буковски...

    ..хуйня это все и интеллигентские сопли с сахаром. Рагимов в спецназе служил, он круче. Ждите на днях. Возрастные ограничения: 25+

  • (no subject)

    По итогам нескольких месяцев работы в ТЦ, мне все сильнее хочется написать криминальный чернушно-комедийный роман о том, как этот самый торговый…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Про Литрес и ФМС

    Со второй попытки пробрался на вышеуказанный сайт. В процессе ругался, богохульничал и вообще все проходило, мягко говоря, своеобразно. Не раз…

  • (no subject)

    На волне модных писательско-графоманских срачей и прочих разборок гадюк с жабами, чтобы не сидеть в стороне (а то я и умный, и красивый - не…

  • О помидорах и Предназначении

    Сначала было Слово! И слово было - ОГОРОД! И сказано слово было, и замерли сердца в страхе. Ибо сулило то слово адское пекло, работу в поте лица,…

  • Пиво, дождь. И прочий рок-н-ролл

    Небольшое предупреждение - параллелей с автором проводить не стоит. Имею право на художественный вымысел) Пиво было хуевым. Пена от порошка…

  • Ирвин Уелш, Буковски...

    ..хуйня это все и интеллигентские сопли с сахаром. Рагимов в спецназе служил, он круче. Ждите на днях. Возрастные ограничения: 25+

  • (no subject)

    По итогам нескольких месяцев работы в ТЦ, мне все сильнее хочется написать криминальный чернушно-комедийный роман о том, как этот самый торговый…