irkuem (irkuem) wrote,
irkuem
irkuem

Category:

Оленные камни

Каждый (да, я слишком хорошо думаю о людях) знает о половецких и скифских каменных "бабах", что раньше стояли чуть ли не на каждом холме и кургане. Да и сейчас, несмотря на перекочевку на частные дворы и тылы музеев (за Мариупольским, к примеру, штук двадцать валяется совершенно хамским образом), и всякие куда более пакостные события, кое-где торчат. Каменная скульптура степной полосы Евразии вообще широка и обильна как сама степь.



Естественно, искусство вырезания на камнях всяческих сюжетов не родилось само по себе. Древние кроманьяки в промежутках между геноцидом несчастных неандертальцев и развеселым каннибализмом, нарабатывали навык на дереве - материал-то, куда более благосклонный к пользователю. А потом и за камень принялись.
Ну а если серьезно, то скорее всего, первоначально сами памятники делали из дерева, а изображения на них наносили краской, а уже потом они репродуцировались в камне, что переносит начальный этап формирования оленных камней в горно-таёжные районы Центральной Азии


Самый известный оленный камень из урочища Ушкийн-Увэр (МНР), который, как ни странно, типичным не является.
На стандартном, хоть он и подразумевает определенную антропоморфность, человеческих лиц не изображалось.


Самыми массовыми памятниками каменной доскифской скульптуры, считаются оленные камни. Это своеобразные стелы с изображениями различных предметов, животных, и прежде всего оленей, получивших широкое распространение в первой половине I тыс. до н.э. на всем степном поясе Евразии.


В Монголии известно более 600 находок. Имеются не вполне определённые указания на наличие аналогичных изваяний в Северном Тибете (китайцы в вопросе древностей, вообще ребята мутные). Более ста памятников зафиксированы в Туве и в Горно-Алтайской автономной области. Отдельные оленные камни обнаружены в Киргизии, в Восточном и Центральном Казахстане, на Южном Урале в Оренбургской области. Существуют вариации на тему оленных камней на Северном и Центральном Кавказе. Стела из Шипяк-Саномер в Южной Грузии позволяет предполагать их наличие и в Закавказье. Несколько изваяний происходят из Причерноморья — Ольвии, Поднепровья, Николаевской области Украины и Крыма. Наконец, два оленных камня обнаружены в Добрудже и северо-восточной Болгарии.
В настоящее время в Европе и на Кавказе известно около 15 оленных камней, западная граница распространения которых доходит до Эльбы и обозначена находкой стелы в Зеенхаузене .





Изображения выполнены в характерной манере, в которой четко видны зачатки звериного стиля – огромные, зачастую гипертрофированные рога, подогнутые в «летящей позе» ноги


Главное отличие оленных камней от других каменных изваяний степей Евразии - отсутствие на абсолютном большинстве из них конкретных признаков антропоморфности: оленные камни явно представляют человеческую фигуру, но какие-либо признаки изображения лица, рук или ног на них (за редким исключением), как правило, отсутствуют. Форма оленных камней может быть различна: призматическая, цилиндрическая, брусковидная, в виде плоских плит. Наиболее характерна форма плоской плиты со скошенным верхом (саблевидная). Материалом служили различные песчаники, гранит, базальт и другие породы камня. Также колеблются и размеры оленных камней — в среднем от 1,5 до 2,5 м; но встречаются степные монументы высотой более 3 и даже 4 м.
На поверхность в сугубо определённом порядке наносился устойчивый комплекс изображений.
Полная «иконографическая схема» оформления оленных камней (в идеальном варианте, так-то, на большей части, отсутствует то тот, то другой предмет) в восточных районах включает опоясывающие линии наверху (ожерелье) и внизу (пояс); выше ожерелья на боковых сторонах расположены кольца — серьги. Вместо лица, древние скульпторы чаще всего оставляли пустое место, зачастую перечеркнутое 2-3 косыми линиями, по версии ведущего оленнекаменнолога Д.Г. Савинова, символизирующими уход воина, в честь которого поставлен камень, в Края Вечной Охоты. По всей вероятности, они отражали реально проведенные линии на лицах покойников и связаны с культом умерших предков.
Так же, эти линии иногда трактуются как татуировка, закрепление которой считалось более важным, чем черты багатуров. С другой стороны, при тогдашнем уровне мастерства, багатуры все были бы на одно лицо (лично мне, признаться, первая версия с перечеркиванием лиц мертвеца нравится больше).


Оленный камень из наземного сооружения кургана Ов-60-3

На поясе подвешено оружие и снаряжение воина (кинжал, топор или секира, нож, оселок и т.д.). Часто встречаются изображения зеркала и лука с горитом ("колчан" для лука). Выше пояса выбита геометрическая фигура в виде заштрихованного «ёлочкой» пятиугольника. Пространство между поясом и ожерельем заполнено изображениями различных животных: оленей, лошадей, козлов, кабанов, кошачьих хищников. Чаще всего изображались олени, различным образом стилизованные, откуда и происходит само название «оленные камни».
Известно всего два оленных камней на которых встречено изображение полной фигуры человека. Первое — это оленный камень из Ортаа-Тей в Туве, на котором изображен обернувшийся всадник, стреляющий из лука в сторону крупной решётчатой фигуры, около которой изображены также горные козлы и кабаны; второе — один из оленных камней Булганского аймака в Монголии, где среди других изображений нанесена фигура стоящего человека с поднятой рукой


Камень из Орта-Тей

Рисунки наносились на всех сторонах камня; при этом часто использовалась техника выемчатого контура (или контррельефа), когда равномерно углублялась площадь изображения по отношению к плоскости камня, с последующей подшлифовкой, что создавало определённый световой эффект, особенно при боковом освещении. В западных районах распространения, при сохранении общей схемы, оформление оленных камней несколько варьировалось за счёт иных пропорций, реалий и т.д.
Установлено, что оленные камни не связаны с какой-либо одной археологической культурой, но сам факт создания однотипных памятников в различной культурной и этнической среде требует объяснения, которое, скорее всего, следует искать в сфере идеологических представлений. Остаётся вопрос и о соотнесении оленных камней с тем или иным видом сооружений; иногда они установлены у курганов или в отдельных оградках, но чаще всего, вместе с другими сопутствующими сооружениями, образуют сложные комплексы, имевшие, ритуальное значение.
По мнению Ю.С. Худякова, оленные камни представляют собой изображения воинов-колесничих, а само их расположение рядами, в «шахматном порядке», соответствует расположению колесниц в боевом строю.
Учитывая трудоёмкость создания и установки оленных камней, можно предположить, что они изображали только особо почитаемых, героизированных предков с подчёркнутыми признаками мужской силы (вооружённость и фалличность). Точно такими же характерно подчёркнутыми признаками мужского пола обладают ранние скифские и сарматские изваяния.

2
Находки раннескифской скульптуры из Криворожской и Николаевской областей (6 век до н.э.)

Немало оленных камней уничтожено, разрушено или намеренно перемещено на другое место ещё в древности. Уничтожить изображение духа-предка — значит нанести непоправимый вред ему самому и его потомкам. Оленные камни использовали в качестве простого строительного материала уже в середине 1-го тысячелетия до н. э., в эпоху раннего железа, когда память о тех, кто тесал эти камни, и их собственных духах, давно канула в Лету.


Источники:

А.Д. Грач Древние кочевники в центре Азии. // М.: 1980.
Д.Г. Савинов Оленные камни в культуре кочевников Евразии. // СПб: СПбГУ. 1994.
В.Д. Кубарев Древние изваяния Алтая (Оленные камни). // Новосибирск. 1979.

«Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья». А. Соловьев; Новосибирск, 2003 г.
Грязнов М.П. О монументальном искусстве на заре скифо-сибирских культур в степной Азии // АС ГЭ. Вып. 25. Л., 1984.

УПД: Хочу добавить, что вышеизложенное не претендует даже на звание статьи. Так, быстрая компиляция (местами без рерайта) за пару часов, для освещения даже не темы, а существования такого явления

Продолжение про тупорылого зверя будет завтра-полезавтра)
Tags: История, Скифы
Subscribe

  • Про Литрес и ФМС

    Со второй попытки пробрался на вышеуказанный сайт. В процессе ругался, богохульничал и вообще все проходило, мягко говоря, своеобразно. Не раз…

  • (no subject)

    На волне модных писательско-графоманских срачей и прочих разборок гадюк с жабами, чтобы не сидеть в стороне (а то я и умный, и красивый - не…

  • О помидорах и Предназначении

    Сначала было Слово! И слово было - ОГОРОД! И сказано слово было, и замерли сердца в страхе. Ибо сулило то слово адское пекло, работу в поте лица,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments

  • Про Литрес и ФМС

    Со второй попытки пробрался на вышеуказанный сайт. В процессе ругался, богохульничал и вообще все проходило, мягко говоря, своеобразно. Не раз…

  • (no subject)

    На волне модных писательско-графоманских срачей и прочих разборок гадюк с жабами, чтобы не сидеть в стороне (а то я и умный, и красивый - не…

  • О помидорах и Предназначении

    Сначала было Слово! И слово было - ОГОРОД! И сказано слово было, и замерли сердца в страхе. Ибо сулило то слово адское пекло, работу в поте лица,…