irkuem (irkuem) wrote,
irkuem
irkuem

О Мариуполе и связи оного с торжественной сегодняшней датой

Оригинал взят у ava_dn в Как раз к Дню ВМФ
На этой неделе удалось выполнить первый этап нового исторического исследования, на сей раз дело связано с флотом, точнее с историей одного производства, необходимого для создания броненосного флота, --  с историей появления и развития в начале XX века броневого производства на заводе Никополь-Мариупольского горного и металлургического общества на станции Сартана близ Мариуполя. В советские времена этот завод был объединён с находившимся рядом с ним заводом "Русский Провиданс" и стал известен как Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича. В архивах привык работать по старинке, так что в итоге получился скромный такой конспект из девяти тетрадок мелким почерком.

tetradki-01.jpg


Покажу один разворот для наглядности, выглядит это сокровище примерно так:

tetradki-02.jpg

Но обо всём по порядку. Началось всё с замечательной книги Сергея Евгеньевича Виноградова «Последние исполины Российского императорского флота», вышедшей в Петербурге в 1999 году и посвящённой линейным кораблям с 16-дм. артиллерией и их месту и роли в программах развития флота в 1914--1917 гг. В книге не только рассмотрены предпосылки к появлению проектов подобных кораблей и сделан тщательный анализ этих проектов, сведения о которых по крупицам собраны автором в РГА ВМФ и других архивах, но уделено внимание и развитию производственной базы, с помощью которой предполагалось приступить к созданию подобных кораблей и реализации весьма амбициозных кораблестроительных программ. В соответствующей главе были рассмотрены возможности судостроительных и механических заводов на Балтике и на Чёрном море, заводов по производству артиллерийского вооружения и броневых заводов, которых накануне Первой мировой войны в России было всего два -- казённый Ижорский завод и частный завод Никополь-Мариупольского общества. Обо всех этих заводах говорилось с разной степенью подробности, но это вполне понятно -- автор может это сделать только в зависимости от отложившихся в архивах и обнаруженных им документах, причём важно ещё, чтобы документы эти содержали необходимые сведения. Но о Мариупольском заводе сказано было достаточно кратко.

Некоторое время спустя совершенно случайно получилось узнать, что в нашем тогда ещё областном архиве имелся фонд доменного завода Никополь-Мариупольского горного и металлургического общества и что в нём в том числе есть дела об изготовлении брони для линкора «Императрица Екатерина Великая» и других кораблей, но тогда основная работа помешала заняться тщательным изучением этого фонда, однако задачу эту себе на будущее оставил. Такая сиуация продолжалась достаточно долго, но вот прошлой осенью выяснилось, что наш архив, преобразованный в Государственный архив ДНР, после некоторой паузы снова начал принимать исследователей. Это позволило приступить к давно задуманному. В итоге просмотрено и проработано 25 дел общим объёмом 4182 листов, получилось найти ответы на ряд основных вопросов: что собой представлял Броневой отдел Мариупольского завода в плане технического оснащения, кто его возглавлял, какая броня изготавлялась, для каких кораблей, как происходила приёмка и испытания брони. На какие-то вопросы ответов пока нет, самый главный из них, наверное, -- это вопрос о том, как, на основании каких сведений частное общество вдруг вкладывает порядка 7 млн. руб. в создание нового для себя производства и начинает возведение Броневого отдела, ведь новый цех, построенный с нуля и оснащённый по последнему на тот момент слову техники при содействии фирмы «Крупп», был запущен только в конце марта 1913 года, а его официальное открытие состоялось чуть позже, летом, 25 июня. Кем принималось это решение? В общем, вопросов ещё много, и получится ли найти на эти вопросы ответ, это тоже ещё большой вопрос.

Документы в делах в основном представляют собой переписку между заводоуправлением в Мариуполе и правлением общества, располагавшемся в Петербурге по адресу Фонтанка, 27. Причём, документы эти в значительной мере имеют сопроводительный характер, вроде письма правления, к кторому приложено отношение начальника артиллерийского отдела Главного управления кораблестроения и новый вариант технических условий по приёму брони. И если копия отношения начальника АО ГУК в деле ещё может быть, то вот технические условия или пересылаемые подобным образом чертежи отсутствуют напрочь. В какой-то мере причина такой фрагментированности заводского архива обнаружилась в одном из документов: в конце марта -- первой половине  апреля 1918 года в Мариуполе властвовали красные, сущетвовал приказ штаба красной гвардии об аресте начальника Броневого отдела и его помощников, в результате чего служащие отдела вынуждены были скрываться, частью пребывая на нелегальном положении. Контора отдела пустовала. Пользуясь таким положением, мальчики при конторе подобрали ключ и вскрыли архив отдела, всё содержимое которого было продано на базар на обёрточную бумагу. С помощью милиции удалось вернуть только часть книг и бумаг.

Кое-что из сохранившегося дозволено было переснять. Вот, к примеру, автограф выдающегося отечественного  инженера-кораблестроителя Владимира Полиевктовича Костенко под ведомостью на палубную броню «Екатерины». В то время В. П. Костенко возглавлял техническую контору Общества Николаевских заводов и верфей (ОНЗиВ), известного также под именем «Наваль».

DSC_5871m.jpg

Говорить о В. П. Костенко можно и нужно много, он прекрасно понимал тенденции развития военных и коммерческих флотов, мог в своих проектах очень грамотно и по месту использовать различные технологические достижения, что позволяло создавать удивительные по своей гармоничности и сбалансированности качеств проекты. Надеюсь, что тему эту в дальнейшем получится продолжить.

Или вот фрагмент письма технической конторы фирмы «Крупп» от 9 (22) января 1913 года за № 3911 относительно испытания стрельбой броневых плит.

DSC_5973m.jpg

Никополь-Мариупольское общество очень тесно общалось с этой германской фирмой по производственным вопросам вплоть до того, что какие-то вновь возникшие требования Главного управления кораблестроения предварительно обсуждались с «Круппом», прежде чем дать ответ ГУК. Достаточно оживлённая переписка продолжалась вплоть до начала Первой мировой. Первые броневые плиты, прокатанные в Мариуполе, отправлялись для испытаний в Эссен. Первые болванки для толстых цементованных плит отливались и прокатывались под руководством специально прибывшего для этого в Мариуполь представителя фирмы «Крупп». И так далее...

Объём переписки на немецком довольно значителен, и по этому поводу мне с моим знанием немецкого на уровне нескольких фраз вроде «хенде хох» совсем не весело. Как было бы замечательно, если бы нашёлся готовый помочь знающий человек, знакомый с техническим немецким в области металлургии начала XX века! )))

Ещё один интересный артефакт обнаружился совершенно неожиданно. Дела в архивном фонде завода, как правило, переплетены весьма серьёзно и имеют две или три обложки. Так вот в одном из дел для такой обложки использована историческая картонная папка, и можно рассмотреть, в каком виде поступали на Никополь-Мариупольский завод чертежи броневых плит и их шаблонов с завода Русского судостроительного общества (РСО) в Николаеве. Образец, так сказать, графического дизайна тех лет. Мариупольский завод изготовлял броню для строившихся на верфи РСО лёгких крейсеров «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Корнилов» и «Адмирал Истомин». В данном случае под обложкой когда-то скрывался чертёж броневой плиты № 2 левого борта пояса по главной ватерлинии для крейсеров типа «Адмирал Нахимов».

oblozhka_RSO.jpg

«Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазарев» стали впоследствии «Червоной Украиной» и «Красным Кавказом» -- не отпускают меня эти корабли, придётся, видимо, и им внимание уделить.

Что дальше? Дальше предстоит прошерстить пару наших местных библиотек на предмет различных публикаций по истории Никополь-Мариупольского завода, журнал «Горно-заводское дело» за 1912--1914 годы уже посмотрел, на очереди "Горный журнал", где вполне могли в то время появиться какие-то статьи или заметки по техническому оборудованию интересующего предприятия. Ну и конечно в качестве главной цели и основной мечты -- Питер, РГА ВМФ и прочие источники сокрытых в глубине времён знаний. А потом очень скрупулёзная и требующая тщательного внимания работа в попытке восстановить из найденных кусочков мозаики всю картину в целом.

Tags: История, Мариуполь
Subscribe

  • Про ледорубы и деньги

    Самый дорогой в мире ледоруб. В 2014 продан за 132 тысячи фунтов стерлингов. Нет, это не им убивали Троцкого, как многие могли бы подумать. Он…

  • Никаких аналогий!)

    Зольды дрыхнут в Капитолии. Мы так же спали в актовом зале, на Владимирской. Зимой 2004. Только еще щиты были. Это я так, без намеков. Просто…

  • Первая мировая и немного археологии

    При словах “Первая Мировая война”, один из самых распространенных образов, встающих перед глазами - паутина траншей, окопов, блиндажей, ДЗОТов,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment