Горелки
Человека сделало человеком вовсе не умение говорить или бить другого человека палкой по голове. Человечество пришло к цивилизации пороха, колеса и темного пива с помощью огня.
Обезьяна стала человеком не тогда, когда взяла в руку палку( большинство человекообразных этим шалят, но все бестолку), а когда эту самую палку сожгла для отопления помещения. Ну, или чтобы обоженным концом в пузо кому сунуть. Или мяско обжарить. Вариантов, короче, говоря, с избытком.
Современный турист все же стремится от обезьяны отличаться, хоть и не всегда получается. Да и бегать по ночному лесу, в котором живут страшные лешие, йети и прочие кикиморы, в поисках дров, удовольствие малоприятное. Еще и дождь если пойдет, вообще лепота образуется...
Многие, так вообще забираются так далеко и высоко, что из снега там торчат только их менее удачливые предшественники торчат. И никаких дров нету. Даже саксаулы с прочими высохшими аксакалами далеко внизу... И «сухой спирт» давно уже выменян аборигенами на дары природы.
Приходится подумать об механических средствах сугреву.
Первыми на этом пути оказались горячие шведские парни из фирмы «Primus», чье название стало нарицательным. Именно они создали керосиновую горелку, не дающую сажи. Возможность вскипятить воду за 3-4 минуты и поджарить мясо за 5 минут подкупала пользователей и плиты "Primus" начали приобретать популярность. Несмотря на свою капризность и требования к повышенной «рукастости» хозяев.
Лучшей рекламой для горелок стали арктические и антарктические экспедиции, которые на рубеже 19/20 веков были самым популярным времяпровождением брутальных бородатых мужиков, выродившихся в презренных «матрасников» лишь частично...
Естественно, шведы монополию удержать не смогли, и конкуренты начали плодиться как кролики. Kovea, MSR, JetBoil, и еще несколько десятков менее известных производителей.
В СССР, и годов до девяностых, наиболее употребительными моделями горелок были «Шмель»( не путать с одноименным реактивным пехотным огнеметом) «Шмель-2» и серия ПТ "Огонек". Да и на сегодняшний день, еще очень многие пользуются именно этими горелками, в связи с их «неубиваемостью», распространеностью, и неразборчивостью в топливе( даже самогоном можно кормить).
"Шмели". 1 и 2.
ПТ
Топливо
Просто так ни одна горелка работать не будет. Надо заправлять. А вот жидким топливом или газом, решать Вам. И только Вам. Выбор зависит от многих факторов, например от того, где Вы живете и какое топливо вам доступно, однако выбор зависит так же и от энергетических характеристик данного вида топлива.
Газ
Является практичным, чистым и удобным в использовании, отлично горит в любых условиях, даже на большой высоте. Процесс горения не сопровождается выделением запаха и копоти. Не требуется подачи насосом или предварительного нагревания. Единственными побочными продуктами горения сжиженного газа являются водяной пар и углекислый газ.
Из недостатков — в отдаленных местностях намного труднее достать, чем жидкое топливо. Бензин можно хоть из бака трофейной машины слить. Так же, нельзя запрещенно брать на борт самолета( из-за перепада давления может организовать непредумышленный теракт). Большинство смесей начинают отказывать в минусовых температурах.
Используется смесь бутана, изобутана и пропана, в различных соотношениях. Чем больше содержание в смеси изобутана, тем лучше газ будет вести себя при низких температурах и недостатке давления.
1) Баллон с резьбовым соединением, емкость - 0,450 мл
2) Баллон с цанговым соединением, емкость 0,220 мл
3) Баллон с "зимним газом"
Бензин
Можно найти везде, где есть автомобили. Данный вид горючего может работать при минусовой температуре. Бензин являются легковоспламеняющимся горючим, для данного вида горючего требуется подача насосом и предварительное нагревание, также при горении образуется сажа.
Так же, при использовании «цветного» бензина, так популярного в странах Средней Азии, резко повышается уровень сажи. Помогают фильтры, продающиеся в любой точке автосревиса изи запчастей.
Керосин
Легко достать, легко хранить, имеет приблизительно аналогичные с бензином топливом качества. Также как и для бензина, керосину требуется подача насосом и предварительное нагревание. Недостатком керосина является тот факт, что он не обладает такой же чистотой, как сжиженный газ или химически чистый бензин. При горении керосина выделяется запах и образуется большое количество копоти.
Плюсы газа:
- Легкое обращение
- Возможность готовить в палатке
- В отличие от бензиновых горелок, газовые не надо прятать или как то особо защищать от солнца.
Минусы:
-Цена баллонов
-Вес баллонов
-Капризность в экстремальных условиях
-Многократно перезаправленные баллоны могут угробить горелку нагаром.
Плюсы жидкого топлива:
-Доступность
-Вес
-Цена
-Надежность и ремонтопригодность горелок.
-Работа при любой температуре
Минусы:
-Требует хотя бы одного квалифицированного примусолога (даже с современными горелками)
-Нельзя разжигать в палатке.
Мультитопливная горелка
Кроме горелок работающих на газу или на жидком топливе, существует и третья их разновидность, работающая на всем, что горит.
Как уже было сказано, мультитопливной горелкой могут называть как горелку, работающую на различных видах жидкого топлива, так и работающую на бензине/газе. Устройство, которое работает как на газу, так и на бензине имеет практически все достоинства газовых горелок, кроме цены и габаритов. Цена такой горелки, как правило, существенно выше, а габариты - больше. С другой стороны, все недостатки бензиновых горелок у мультитопливных тоже присутствуют, если не усиливаются. Особенно огорчает их капризность к качеству жидкого топлива. Тот самый, купленный в упомянутой глуши, бензин, вполне может не решить проблему приготовления пищи, а создать проблему ремонта горелки.
Очень хороша "мультитопливка" Booster от Ковеи. Может даже на бимбере* работать.
* Бимбер - картофельный самогон
Емкости для топлива
Газ
Существует 5 стандартов газовых баллонов. НО 90 процентов рынка занимают представители двух видов: резьбовой и цанговый(«дихлофосник»). Отличаются исключительно методом присоединения. Резьбовой, соответственно, вкручивается, цанговый вставляется. Разницы в применении особой нет. Разве что, резьбовое присоединение считается несколько надежнее. Так же, «зимний газ» используется только в резьбовых. Плюс, для особо жадных весомым фактором является то, что ресурс клапан при переснаряжении, у цангового несколько выше. Ясное дело, что перезаряжать баллоны не стоит в принципе. Но что поделаешь с человеческой жадностью.. Не хотят они денюшку нам нести.
Так же, в природе существует куча разнообразнейших переходников. соответственно, наиболее разумным будет их наличие в заначке.
При покупке баллона не следует гнаться за дешевизной и покупать «копеечные» баллоны, украшенные нечитаемой вязью иероглифов. Неизвестно что туда залили. Да и травят такие баллоны, что хоть в концлагере применяй.
Резьбовое Цанговое
( Фотографий приличного качества для остальных видов не нашел)
Емкости для жидкого топлива:
Применяются объёмом от 0.6 до 2 литров. имеют на крышке петлю для крепления карабином, так же к ним в комплекте покупаются насосы.
Перед выбором горелки, отталкиваясь от вышеперечисленных факторов, следует учесть еще несколько параметров:
1) Вес.
Один из основным параметров при подготовке к «автономке», «легкоходу» или горному походу. Каждый грамм на счету. Наиболее оптимальные варианты — использование горелок, выполненных из титана. Вес в районе 60 грамм ( ТКВ-0707 Supalite Titanium, от южнокорейцев, к примеру). Может и меньше есть, но там уже произведение искуства, а не утилитарный предмет.
2) Размеры
Если в сложенном состоянии горелка занимает половину рюкзака, а в разложенном — квадратный метр, то она определенно не наш выбор. Большинство моделей выполняются складными по максимуму. Так же, следует обратить внимание на качество изготовления сочленений. Не должны болтаться. но и скрип не приветствуется.
3) Выдаваемая мощность
Большинство горелок работают в диапазоне от 1 до 3 кВт. Если примерно количество едоков равно 1-2, то и «полуторакилловатника», хватит с запасом. Если же присутствует необходимость приготовления сразу большого объема, то лучше присмотреться к более мощным моделям.
4) На какой объем работы горелка предназначена.
В этой позиции, основной упор идет на примерный диаметр и вес посуды, которые горелка выдержит без ущерба для конструкции, и для производительности. Так, на одного человека, подойдет и миниатюрная горелка, с раскрытием в 5-6 см. Кружку подогреть хватит. А вот на 5-6 человек, лучше подойдет что-нибудь с раскрытием в сантиметров 15 ( к примеру, КВ-0211L MoonWalker от «Ковеи»)
Так же, горелки различаются наличием/отсутствием шланга для присоединения баллона (исключительно на горелках под резьбовой баллон).
5) Сезон применения.
Если расчитываете применять горелку в условиях низких температур, выбирать стоит модели, в которых газ, перед подачей в сопло подогревается.
Производители
Kovea — южнокорейский производитель.
На рынке с 1982, в России с 2002. Очень популярна в мире. Больше половины продаваемых горелок на их совести. Единственный минус — их очень любят специалисты с Малой Арнаутской. Соответственно, при покупке за 500 рублей, скорее всего получите что-то невнятное, с выкрашивающимся металлом, и травлением газа.
MSR — фирма из Северо-Американских Штатов Америки. На рынке с 1969 года. Основной ассортимент — снаряжение для альпинизма/экстремального туризма. Очень надежные и относительно недорогие вещи.
JetBoil — новоявленные североамериканцы (с 2001 года). Применяют в разрабтках моделей кучу нововведений, и являются самым технологически продвинутым производителем.
Их горелки, за счет введений инноваций, обладают чуть ли не полуторным превосходством в КПД.