irkuem (irkuem) wrote,
irkuem
irkuem

Category:

Шароварное 2

Оригинал взят у macbushin в Шароварное 2
Для всех, кого продолжает беспокоить гондурас интересовать тема фасона мужских штанов, модных в XVII-XVIII столетиях в Нижнем Приднепровье.
шаровары

Итак, как мы выяснили в прошлый раз, казаки Его Королевской Милости Войска Запорожского к середине XVII века выглядели как-то так:


Для неверующих в узость казацких брюк – ссылка на работу Сергея Шаменкова «Запорожский костюм середины XVII века» (с выкройками и реконструкциями).

Если верить всё тому же Сергею Шаменкову и его книге «Піхота українських гетьманів другої половини XVII – початку XVIII століть», то в дальнейшем ширина штанов если и изменилась, то не радикально. Во всяком случае, до среднестатистических вершин фольклорного творчества явно не дотягивает.

піхота

піхота 2

піхота 3

Так может блогир macbushin – еретик?! И будет при всем честном народе сумлеваться в существовании шаровар «шырыною в Чорнэ морэ»?!

Свят-свят-свят! Macbushin сторонник древлего благочестия, без этих ваших постмодернистских штучек.

А посему, как и всегда во дни сомнений и тягостных раздумий, обратится в истинную веру к источнику не менее 50% своего вдохновения. К наследию Дмитрия нашего Ивановича Яворницкого.

«…Вот какая уних была одежда! Такая одежда, что он одной сорочки не продаст за сто рублей; как идет по улице, так как будто весь убран звёздами или цветами. До этой широкой и просторной одежды приставали широкие и просторные шаровары, суконные, нанковые, кожаные, с обеих сторон с карманами, - и тут карман, и тут карман, - оба обложенные по краям сверху золотыми позументами, разных цветов, а больше всего синего цвета, матни в штанах делались такие, что до самой земли касались: как идёт казак, тои след за собой метёт. К шароварам пригонялись долгие очкуры, шелковые и шерстяные, с золотыми китицами на обоих концах. Холоши шаровар носились поверх голенищ, - не так, как теперь делают, что в кладывают их в сапоги, а поверх сапог; они привязывались к голенищам серебряными подвязками или шелковыми снурками с золотыми или серебряными китицами на концах, а самые подвязки привязывались так, что от них видны были только китицы. Как идёт запорожец, то так и видишь, как те китицы из под шаровар мотаются. Под шаровары уже надевались сафьяновые чоботы, желтые. Зелёные, красные, с золотыми, серебряными и медными подковками, с узенькими носками; от сапог виднелись одни носки или каблуки, - так запорожцы напускали на них низко свои шаровары; издали кажется, точно баба в юбке стоит; как идёт казак, точно парус распускает; а ширина такая, что в иные шаровары можно штук тридцать арбузов вложить; как двенадцать аршин материи, то такие шаровары называются «рясными», а как пятнадцать – называются шароварами «с достатку» (конец цитаты).

Это Яворницкий цитирует воспоминания Ивана Игнатовича Россолоды. Приведенные сведения подтверждаются письменными и изобразительными источниками.

Обратите внимание на слова "
Холоши шаровар носились поверх голенищ"

запорожцы в шароварах
Вот же ж шаровары! Шо ж тебе, харцызяка, еще надо?

Проблема, что все источники, повествующие о широченных штанах, относятся к XVIII веку. Причем, преимущественно, второй его половине.

Т.е. вырисовывается такая картина. До начала XVIIІ века – до гетмана Скоропадского – шаровары не фиксируются. А затем, но уже в во второй-третьей четвертях XVIII века – неизменно производят сногсшибательное впечатление.

«Бывало, каждый год приезжают запорожцы в Смилу на ярмарку, человек по двенадцати, по тринадцати. Разодеты так, что Боже, твоя воля! Золото да серебро! Шапка на запорожце бархатная, красная, с углами, а околыш пальца в три шириною, серый или черный; с-исподи у него жупан из самого дорогого красного сукна, горит, как огонь,просто глаза ослепляет, а сверху черкеска с вылетами, или синяя или голубая; штаны суконные синие, широкие – так и нависли почти на переда сапог; сапоги красные; на ладунке золото или серебро; даже и перевязи в позолоте, а сабля при боку вся в золоте – так и горит. Идет и земли не касается…» (конец цитаты)

Т.е. метаморфоза сечевых штанов приключилась во втором-третьем десятилетии осьмнадцатого столетия. А где в это время пребывали сечевики? В Османской империи!

По Прутскому мирному договору 1711 года Вольности Войска Запорожского отдавались во владение султана. Сечевики же еще с 1709 года: с момента бегства из-под Полтавы вместе с Мазепой - и так находились на османской территории. С 1711 по 1734 годы – этот период именуется периодом Алешковской Сечи – сечевики находились под юрисдикцией крымского хана.

Алешки – это урочище Алешки в низовьях Днепра, затем – уездный город Днепровского уезда Алешки, затем районный центр Цюрупинск. Вроде, в связи с декоммунизацией должно быть возвращено название Алешки.

И у кого же мог позаимствовать фасон штанов живущий, преимущественно, военным промыслом сугубо мужской коллектив со специфическими, но уже давно и прочно, с 1652 года, как-никак, сложившимися традициями?

Предположим, что у такого же сугубо мужского коллектива, живущего примущественно военной службой и со специфическими, но давно и прочно, сложившимися традициями. Главное же, обладающего неизмеримо более высоким статусом и престижем.

янычары 2

янычары 3

янычары 4

Правда, с шириной (и длиной) янычарских штанов тоже не все гладко. Всё-таки, янычары – это пехтура, со всеми вытекающими. Но…  Орт капыкулу было много и функции они выполняли разнообразные, в том числе и такие, каковым ширина традиционных шальвар помешать не должна была.

Кроме того, у крымского хана существовали собственные капыкулу, созданные по образу и подобию (и финансировавшиеся из османского бюджета). Кроме придворной гвардии, были еще и сеймены – полевая пехота «драгунского» образца.
янычары

Собственно, в этом утверждении нет ничего нового. Тот же Д.И.Яворницкий писал: «Нет сомнения, что покрой одежды запорожских козаков, в особенности высоких шапок, широких шаровар, длинных кафтанов и широких поясов, восточного происхождения и заимствован ими от татар и турок…» (конец цитаты)

Мне, всего лишь, кажется (крестясь), что заимствование это произошло во вполне определенное время, при вполне определенных обстоятельствах и с вполне определенными целями. А вот, возвернувшись в Российскую империю, сей экзотИк (и комплекс сопутствующих) был использован на полную катушку. И чем ниже становилась боеспособность малороссийского казачества, тем шире становились шаровары гетманского конвоя. Поражая воображение петербургской публики.

А вот теперь о том, чего хотелось бы избежать. Банального хохлосрача с выяснением идиотского вопроса: хто тут больший европеец.

Повторяю, речь идёт всего лишь о происхождении специфического фасона штанов одной-единственной группы жителей фронтира.

Кстати, обратите внимание с какой скоростью преобразились одеяния черноморских казаков
черноморец

черноморец 2

А превращение сего фасона в национальный символ – это совсем другая история. Не имеющая к Сечи и сечевикам вообще никакого отношения. Ибо началась она в эпоху рисования эскизов национальных проектов – в XIX веке.

Пика своего достигла в
эпоху конструирования 100500 советских наций.


И превратилась в то, чем является сейчас, уже в постнациональную эпоху.





Tags: История, Украина, Униформология, Этнография
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Про внезапных пауков

    Такие вот симпатичные мраморные крестовики бегают сейчас по песку (обнаружен сегодня днем в районе мыса Столбчатый. Кунашир, разумеется) П.С.…

  • Про дроны и прочие квадрокоптеры

    Народ, кто в дронах разбирается? Завелось немножко денег, думаю прикупить какой, сугубо попробовать - ну и потренироваться. Но так как их всяких как…

  • Про находки и китов

    "Вчера под мостом поймали Бэтмэна с хвостом!" (С) Не вчера, а сегодня. И увы, нашли не дохлого антропоморфного нетопыря, а всего лишь одну китовую…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments