Ныряя по просторам летописей и разного рода исторических работ, постепенно "проверял" для себя военные термины. Подробно расписывать - это цельная книжица получится, но вот появилось желание поделиться выводами.
Сразу нужно заметить такую особенность книжного языка, что частица "и" совсем не обязательно обозначало противопоставление терминов. Это могла быть и синонимическая связка, и сочетание частного общего и пр. В целом четко терминологии не было - значение слова всегда нужно рассматривать в контексте.
вои До сих пор принято считать, что так назывались ратники городского ополчения. На деле это именно представители воинского класса. Сочетание "дружина и вои" означает, что дружина князя была частью воев. В описаниях событий 14-15 вв. можно встретить оборот "бояре и вои". Так же в данном случае он означал, что из общей массы воев выделялись бояре.
В Галицо-Волынской летописи дважды четко противопоставлены вои и пешцы. Про последних в другом месте упоминается, что они состояли из смердов. Один раз, описывая сражения, говорится об "отроках", стоящих в тылу с конями. Хотя они имели мечей, но подчеркивается, что они не были воинами. Т. е. вооруженные пажи к "воинам" не относились.
В Никоновской летописи в повествовании о Казанском взятии "воины" с копьями и саблями противопоставлены стрельцам с пищалями. В Казанском летописцы "вои" обособлены от "огненных стрельцов"
Старшая и молодшая дружина Сами социальные явления, описанные этими терминами в научной литературе, однозначно имели место быть. Однако сами термины в летописи обозначали нечто иное. Термины "молодшая дружина", "молодь" во всех без исключениях случаях (а их немало) использовались в тактическом значении, для обозначения мобильных передовых отрядов. Сам термин "дружина" имел и социальное значение, и мог употребляться для обозначения воинского формирования (передняя дружина - дважды встречающийся термин для передового отряда в походе; лучшая дружина - так в описании сражении у р. Супоя 1136 г. назван отряд, посланные для преследования; в описании сражения под Киевом в 1151 г. прямо описывается, что из всех полков была собрана дружина, чтобы полков "не рушить", и эта дружина произвела атаку).
С термином "старшая дружина" сложнее. Есть единичные упоминания о "первой дружине" и "большой дружине" под 1093 г. и "старшей дружине" под 1147 г. В каждом случае описывается ситуация, когда некая часть дружины к князю оказывалась более приближена (в первых двух случаях названные термины обозначали "отодвинутую" часть дружины). Все это ситуативные термины.
В 1177 г. упоминается "старшая дружина" при описании усобицы в Залесской Руси. Но в данном случае эти термином названы "ростовцы" (залесские "городовые полки" могил назваться и "дружиной"). Под предыдущем годом сказано, что "Ростов и Суздаль - старые города", а "володимирцы - меньшие люди". Т. е. в данном случае видим то, что в 17 в. называется местничество городовых дворянских корпораций, а для первых по статусу корпораций был единожды применён термин "старшая дружина".
В летописных описаниях 12 в. часто встречается сочетание "бояре и дружина", т. е. опять же это означало, что из массы дружинников выделялись бояре. Специального термина для обозначения боярской части дружины не было. И все названные ситуативные термины (большая, первая, старшая дружины) не обозначали именно эту часть дружины.
пешцы Через картину представлений об армиях нового времени существует представление, что четкое разделение по родам войск это нечто само собой разумеющееся. Однако для класса "воинов" как таковой специализации не было - были в первую очередь материальные возможности и военная ситуация. Даже в 17 в. "пехотой" могли назвать спешенных детей боярских и татар. И в большинстве случаев под "пешцами" называют бьющихся так по ситуации воинов.
Оружники и фаревники В ГВЛ есть один раз употреблена фраза "оружники и фаревники". Хотя эта фраза относится к венгерскому войску, но даже появилась теория, что "оружниками" называли слой профессиональной пехоты (фары - боевые кони, т. е. фаревники - всадники). Другая теория, основанная на том что в «Хождении Игнатия Смолянина в Царьград» конца 14 в. описываются в охранники императора "оружники, от глав их и до ногу все железно", говорит, что оружники - это тяжеловооруженные воины. На самом деле термин встречается в разных произведениях, и обозначает просто "вооруженные вои" (такой термин есть в Казанском летописце). Если сравнить термин
"оружники и фаревники" с фразой из Казанского летописца "добре конники и храбрыя оружники", то становится понятным, что фразы обозначали "конность и оружность" войска.
Копейщики и стрельцы в польском языке эти термины были синонимами слов лансьеры и аршеры. Существует представление, что также они употреблялись и в древнерусском языке. Однако ни Ипатьевсокой, ни в Лаврентьевской летописи нет этих сочетаний (точнее в одном позднем списке Ипатьевском летописи есть такое сочетание под 1180 г., однако это именно поздняя вставка, а изначально речь шла о действиях стрельцов), как нет вообще термина "копейщик". Хотя ещё Архциховский сделал вывод, что в 12 в. (в двух сообщениях) под термином "копье" понимался воин (что понятно в контексте роли этого оружия), однако потом Кирпичников предположил, что здесь имелись ввиду копейщики.
Термин "стрельцы" в 11-13 вв. встречаются часто. Употреблялся он всегда при описании боестолкновений. По контексту описаний видно, что так называли передовые конные отряды застрельщиков (для действия пехоты и судовиков обозначали просто "стреляли"). О существовании особой страты говорить не приходится - особенно это наглядно видно при употреблении этого термина по отношению к степнякам.
Сочетание "копейщики и стрельцы" есть в описании штурма булгарского города Ошель в 1220 г. (дошло в двух вариантах в летописях 15 в. - в Лаврентьевской летописи описывается, что вышедшие пешим порядком с судов русские ратники, стреляя, подошли к укреплениям, разрубили и сожгли их). Первый, видимо более близкий к оригиналу вариант: "наряди люди вперед с огнём и с секирами, а за ними стрельцы и копейники". Второй: "напред пусти пешци со огнём и с топоры, а за ними стрельцы и копеиници". Описание становится окончательно понятным, если рассмотреть описании штурма польского города Гостинный в 1281 г.: лучный обстрел заставил стоявших на стенах защитников крепости прятаться, а воины с копьями кололи их. Т. е. описан боевой порядок: впереди "саперы" с топорами и факелами, а за ним основная масса воинов, действующих либо луком, либо копьем. Пешцы, стрельцы и копейщики - это не воинская специализация, а ситуативный боевой порядок.
В Казанском летописце есть фраза: «копейники и тулоносцы, огненныя стрелцы» Как уже говорилось, огненные стрельцы в летописи обособляются от "вооруженных воев", но термин "копейники и тулоносцы" мог просто означать, что воины вооружены луками и копьями. В другом месте дается описание: "вси жи вои избранни оружницы и копеиники". Т. е. термины "оружницы", "копейники", "тулоносцы", "конники" - это просто описание вида воинов.
Взятие на щит, взятие на копье Со времен Соловьева существует мнение, что это два вида осады города. На самом деле они встречаются в разных летописях, и просто означает о взятии города. Но термин "взять на щит" более широкий, мог означать и разграбление территории. Но термин "взять град на щит" по смыслу не отличается от термина "взять копьем".
Доспехи и брони Кроме узкого значения - корпусной доспех, существовало этими терминами могло обозначаться вооружение вообще (что было обусловлено представлением, что доспех - это признак воина). Одно из ранних свидетельств - описание Липицкой битвы 1216 г., где для описания будущих трофеев произносится фраза «вам же бүди кони, брони, порты» (порты - это не штаны, а одежда вообще). Позднее фраза "кони, доспех и порты" стало устойчиво обозначать военное имущество.
Кованная рать Принято считать, что так назывались отборные отряды, отличающиеся тяжелым вооружением. Этот термин дважды встречается в Псковской летописи за 15 в. Один раз, по 1460 г., так названы воины князя (обособлены от "кошевых людей"). Под 1471 г. так назван отряд из Псковской рати, который был послан на помощь действующей обособлено "добровольной рати" (причем основная масса это рати противопосотавлена ядру из "воевод и доспешных людей"). Под 1406 г. железной ратью назван вышедший на полевой бой гарнизон крепости Велья. Под 1480 г. есть противопоставление "доспешной рати" "пешцам". А противопоставлений "кованнойрати" иным "воинам" нет. В «Задонщине» «кованой ратью» называется и войско литовских князей, войско из Новгорода, и всё войско Дмитрия, и войско Батыя. Фактически "кованная рать" - это термин для обозначения "полноценных" (доспешных) воинов, а говорить, что это означает какую-то особую тяжеловооруженность, оснований нет
Сразу нужно заметить такую особенность книжного языка, что частица "и" совсем не обязательно обозначало противопоставление терминов. Это могла быть и синонимическая связка, и сочетание частного общего и пр. В целом четко терминологии не было - значение слова всегда нужно рассматривать в контексте.
вои До сих пор принято считать, что так назывались ратники городского ополчения. На деле это именно представители воинского класса. Сочетание "дружина и вои" означает, что дружина князя была частью воев. В описаниях событий 14-15 вв. можно встретить оборот "бояре и вои". Так же в данном случае он означал, что из общей массы воев выделялись бояре.
В Галицо-Волынской летописи дважды четко противопоставлены вои и пешцы. Про последних в другом месте упоминается, что они состояли из смердов. Один раз, описывая сражения, говорится об "отроках", стоящих в тылу с конями. Хотя они имели мечей, но подчеркивается, что они не были воинами. Т. е. вооруженные пажи к "воинам" не относились.
В Никоновской летописи в повествовании о Казанском взятии "воины" с копьями и саблями противопоставлены стрельцам с пищалями. В Казанском летописцы "вои" обособлены от "огненных стрельцов"
Старшая и молодшая дружина Сами социальные явления, описанные этими терминами в научной литературе, однозначно имели место быть. Однако сами термины в летописи обозначали нечто иное. Термины "молодшая дружина", "молодь" во всех без исключениях случаях (а их немало) использовались в тактическом значении, для обозначения мобильных передовых отрядов. Сам термин "дружина" имел и социальное значение, и мог употребляться для обозначения воинского формирования (передняя дружина - дважды встречающийся термин для передового отряда в походе; лучшая дружина - так в описании сражении у р. Супоя 1136 г. назван отряд, посланные для преследования; в описании сражения под Киевом в 1151 г. прямо описывается, что из всех полков была собрана дружина, чтобы полков "не рушить", и эта дружина произвела атаку).
С термином "старшая дружина" сложнее. Есть единичные упоминания о "первой дружине" и "большой дружине" под 1093 г. и "старшей дружине" под 1147 г. В каждом случае описывается ситуация, когда некая часть дружины к князю оказывалась более приближена (в первых двух случаях названные термины обозначали "отодвинутую" часть дружины). Все это ситуативные термины.
В 1177 г. упоминается "старшая дружина" при описании усобицы в Залесской Руси. Но в данном случае эти термином названы "ростовцы" (залесские "городовые полки" могил назваться и "дружиной"). Под предыдущем годом сказано, что "Ростов и Суздаль - старые города", а "володимирцы - меньшие люди". Т. е. в данном случае видим то, что в 17 в. называется местничество городовых дворянских корпораций, а для первых по статусу корпораций был единожды применён термин "старшая дружина".
В летописных описаниях 12 в. часто встречается сочетание "бояре и дружина", т. е. опять же это означало, что из массы дружинников выделялись бояре. Специального термина для обозначения боярской части дружины не было. И все названные ситуативные термины (большая, первая, старшая дружины) не обозначали именно эту часть дружины.
пешцы Через картину представлений об армиях нового времени существует представление, что четкое разделение по родам войск это нечто само собой разумеющееся. Однако для класса "воинов" как таковой специализации не было - были в первую очередь материальные возможности и военная ситуация. Даже в 17 в. "пехотой" могли назвать спешенных детей боярских и татар. И в большинстве случаев под "пешцами" называют бьющихся так по ситуации воинов.
Оружники и фаревники В ГВЛ есть один раз употреблена фраза "оружники и фаревники". Хотя эта фраза относится к венгерскому войску, но даже появилась теория, что "оружниками" называли слой профессиональной пехоты (фары - боевые кони, т. е. фаревники - всадники). Другая теория, основанная на том что в «Хождении Игнатия Смолянина в Царьград» конца 14 в. описываются в охранники императора "оружники, от глав их и до ногу все железно", говорит, что оружники - это тяжеловооруженные воины. На самом деле термин встречается в разных произведениях, и обозначает просто "вооруженные вои" (такой термин есть в Казанском летописце). Если сравнить термин
"оружники и фаревники" с фразой из Казанского летописца "добре конники и храбрыя оружники", то становится понятным, что фразы обозначали "конность и оружность" войска.
Копейщики и стрельцы в польском языке эти термины были синонимами слов лансьеры и аршеры. Существует представление, что также они употреблялись и в древнерусском языке. Однако ни Ипатьевсокой, ни в Лаврентьевской летописи нет этих сочетаний (точнее в одном позднем списке Ипатьевском летописи есть такое сочетание под 1180 г., однако это именно поздняя вставка, а изначально речь шла о действиях стрельцов), как нет вообще термина "копейщик". Хотя ещё Архциховский сделал вывод, что в 12 в. (в двух сообщениях) под термином "копье" понимался воин (что понятно в контексте роли этого оружия), однако потом Кирпичников предположил, что здесь имелись ввиду копейщики.
Термин "стрельцы" в 11-13 вв. встречаются часто. Употреблялся он всегда при описании боестолкновений. По контексту описаний видно, что так называли передовые конные отряды застрельщиков (для действия пехоты и судовиков обозначали просто "стреляли"). О существовании особой страты говорить не приходится - особенно это наглядно видно при употреблении этого термина по отношению к степнякам.
Сочетание "копейщики и стрельцы" есть в описании штурма булгарского города Ошель в 1220 г. (дошло в двух вариантах в летописях 15 в. - в Лаврентьевской летописи описывается, что вышедшие пешим порядком с судов русские ратники, стреляя, подошли к укреплениям, разрубили и сожгли их). Первый, видимо более близкий к оригиналу вариант: "наряди люди вперед с огнём и с секирами, а за ними стрельцы и копейники". Второй: "напред пусти пешци со огнём и с топоры, а за ними стрельцы и копеиници". Описание становится окончательно понятным, если рассмотреть описании штурма польского города Гостинный в 1281 г.: лучный обстрел заставил стоявших на стенах защитников крепости прятаться, а воины с копьями кололи их. Т. е. описан боевой порядок: впереди "саперы" с топорами и факелами, а за ним основная масса воинов, действующих либо луком, либо копьем. Пешцы, стрельцы и копейщики - это не воинская специализация, а ситуативный боевой порядок.
В Казанском летописце есть фраза: «копейники и тулоносцы, огненныя стрелцы» Как уже говорилось, огненные стрельцы в летописи обособляются от "вооруженных воев", но термин "копейники и тулоносцы" мог просто означать, что воины вооружены луками и копьями. В другом месте дается описание: "вси жи вои избранни оружницы и копеиники". Т. е. термины "оружницы", "копейники", "тулоносцы", "конники" - это просто описание вида воинов.
Взятие на щит, взятие на копье Со времен Соловьева существует мнение, что это два вида осады города. На самом деле они встречаются в разных летописях, и просто означает о взятии города. Но термин "взять на щит" более широкий, мог означать и разграбление территории. Но термин "взять град на щит" по смыслу не отличается от термина "взять копьем".
Доспехи и брони Кроме узкого значения - корпусной доспех, существовало этими терминами могло обозначаться вооружение вообще (что было обусловлено представлением, что доспех - это признак воина). Одно из ранних свидетельств - описание Липицкой битвы 1216 г., где для описания будущих трофеев произносится фраза «вам же бүди кони, брони, порты» (порты - это не штаны, а одежда вообще). Позднее фраза "кони, доспех и порты" стало устойчиво обозначать военное имущество.
Кованная рать Принято считать, что так назывались отборные отряды, отличающиеся тяжелым вооружением. Этот термин дважды встречается в Псковской летописи за 15 в. Один раз, по 1460 г., так названы воины князя (обособлены от "кошевых людей"). Под 1471 г. так назван отряд из Псковской рати, который был послан на помощь действующей обособлено "добровольной рати" (причем основная масса это рати противопосотавлена ядру из "воевод и доспешных людей"). Под 1406 г. железной ратью назван вышедший на полевой бой гарнизон крепости Велья. Под 1480 г. есть противопоставление "доспешной рати" "пешцам". А противопоставлений "кованнойрати" иным "воинам" нет. В «Задонщине» «кованой ратью» называется и войско литовских князей, войско из Новгорода, и всё войско Дмитрия, и войско Батыя. Фактически "кованная рать" - это термин для обозначения "полноценных" (доспешных) воинов, а говорить, что это означает какую-то особую тяжеловооруженность, оснований нет