irkuem (irkuem) wrote,
irkuem
irkuem

Сколько в Украине Савур-могил?

Оригинал взят у bratgoranflo в Сколько в Украине Савур-могил?

Заметной деталью рельефа юга Украины являются так называемые «могилы» - природные или рукотворные возвышенности, выделяющиеся на фоне по преимуществу степного пейзажа, и потому издавна привлекающие людское внимание. Осваивая пространство Дикого Поля, наши предки использовали их как ориентиры, про что осталось немало упоминаний в летописях и актовых документах, и пункты наблюдения за передвижением кочевников, для чего давали каждой (ну, почти каждой) свое название, связывая с каким-нибудь героем или событием, про что слагалось соответствующая легенда.
    Откуда взялись могилы в Диком Поле? – на этот вопрос у наших предков было множество ответов. К примеру одно предание связывает их возникновение с временами всемирного потопа: перволюди, спасаясь от наступающей воды, насыпали земляные насыпи, что, как известно, никому не помогло. Но большинство сходилось во мнении, что могилы это место захоронения запорожских казаков или каких-то более древних героев живших тут задолго до прихода славян. Как и всякое старинное погребение, они периодически давали знать о себе мистическим способом, как вспоминали старожилы: «Давно, ще цей край звався диким степом, чумаки бачили багатирьского коня. Їхала, кажуть, валка степом, коли чумаки, глянули на Савур-могилу, – аж вискочив дикий жеребець і рже... Побачив чумаків, та як подався, як подався, – мов та птиця!.. Добіг до лісу, став на диби і подався упьять поверх лісу... Де пробіг, там слід: скрізь поламав верхи на дубах. Це він, кажуть, одвідував могилу свого багатиря».

  Так выглядела донецкая Савур-могила до начала боевых действий

  Одной из самых популярных, уже ввиду своих размеров (а это как ни как 277,9 метров над уровнем моря) была, разумеется, упомянутая Савур-могила на территории Донецкого кряжа; задолго до последних событий о ней было сложено немало легенд – в ввиду пролегания возле нее важных торговых путей, в частности торгового шляха на Дон, основная масса преданий бытовала в чумацкой среде: «Савур могила, Теплиньский ліс, де бере чумаків біс» - ходила поговорка по чумацким валкам. Популярной была легенда о разбойнике Савве орудовавшим со своей бандой на дорогах и имевшим опорной точкой вершину могилы, где, как водится, разбойниками были закопаны немалые клады. Упомянутый Савва, иногда связываемый с историческим Саввой Чалым, подобно легендарному атаману Кудеяру взимал дань с проезжающих, а сгинув, превратился в подобие духа, которому чумаки оставляли символические жертвы: «Літ сорок буде, ми їхали з Полтавської губерні з Гадяча, в Ростов за рибою; їхали поз Савур могилу; на могилі тоді стояла здорова камена баба. Товариші мої, котрі проходили біля могили не раз, вели мене на неї, щоб познаменуваться з бабою.
-Так,  кажуть, годиться, хто перше їде, вони, значить, щоб то хотіли мене піддурить, а я й не зхотів з нею знаменуваться. Тепер на могилі вже тієї баби нема, а зосталась як раз на виршку могили яма, де жив сам Савва, а в тій ямі росте кущ бузини». Саму могилу, собственно, часто изображали как колоссальную усыпальницу Саввы, видать, черной завистью завидовавшим египетским фараонам и юкатанским правителям)
     Именно с донецкой Савур-могилой связывают также множество дум и народных песен таких как «Втеча трьох братів з міста Азова, з турецької неволі», «Ой Морозе Морозенку», и известный марш

Де Савур-могила, широка долина, сизий орел пролітає;
Славне військо, славне Запорізьке у поход виступає.
Де Савур-могила, широка долина, сизий орел пролітає;
Славне військо, славне Запорізьке а як мак процвітає.

      Правда если детальнее углубится в текст указанных произведений, в особенности в географический контекст в котором упоминается Савур-могила, могут возникнуть серьезные сомнения – о том ли кургане идет речь?  Не многим, к тому же, известно, что оронимов носящих название «Савур-могила» в Украине существует несколько.
       К примеру, в Запорожской области есть два кургана под таким названием. Один находится возле села Григорьевка, Запорожского района, представляя из себя известняковый холм - реликтовый останец третичного периода, созданный течением реки Конки.


На областном уровне это довольно известная достопримечательность: могила нанесена на карты туристических маршрутов, нередко к ней заезжают велотуристы. О запорожской Савур-могиле небольшой репортаж местного телевидения – довольно колоритный и очень красочный  видеоряд


      Весной 2008г скульптором В.Литвиновым при содействии Запорожской общины Инглингов (оказывается у нас и такие есть!) на вершине кургана был установлен идол Перуна, так что теперь там периодически проходят фестивали неоязычников.

      Второй, куда менее известный курган, расположен рядом с селом Новопрокоповка Токмаковского района, к счастью пока не распахан, но судя по фото – угроза есть, по рассказам местных жителей раньше с его верхушки можно было увидеть ближайший город. Вероятно, в казацкую эпоху на вершине могилы располагался  дозоры, к чему располагает высота – 163 м. и сглаженная поверхность.

      В уже упомянутой думе «Втеча трьох братів з міста Азова, з турецької неволі» раскрывается драматическая история побега из турецкой неволи трех братьев: захватив коней для себя, старший и средний пожадничали для младшего и безлошадный бедняга, оставленный на погибель – в Диком Поле совершать самому длительные пешие рейды было самоубийством, сгинул в степи. Трагический момент гибели младшего брата подробно описан в думе

До Савор-могили прибував,
Од голоду, ран знемагав,
Під Савор-могилою спочивав.
В той час сизі орли налітали,
Пильно в очі козакові заглядали.
….
Тогді орли налітали,
З лоба очі висмикали,
Вовці-сіроманці набігали,
Тіло козацьке рвали,


      Согласно одного из вариантов песни старшие братья, в наказание за предательство, были настигнуты турками и порублены – так свершилась справедливая божественная кара.
       И вот в тексте этой самой думы есть моменты, которые позволяют предполагать, что местом гибели младшего брата была, скорее всего, какая-то из высшее описанных могил Запорожской области. Во-первых, для беглецов из Азова было бы нелогично ехать мимо Савур-могилы Донецкого кряжа, если глянуть на карту – довольно солидный крюк по степи, это если пропустить вопрос, почему они не бежали на Дон, туда, ведь было бы гораздо ближе и надежнее. Во-вторых, в некоторых вариантах думы есть привязка к конкретным географическим объектам:

I стали од рiчки од Кримки одїжджати,
Стали на Муравськi шляхi виїжджати…
Муравськими шляхами проходжае,
До Савор-могилы прибувае.

Упомянутый Муравский шлях никогда не пересекал Донецкий кряж, а вот по територрии Токмаковского и Запорожского районов вполне мог проходить, так что куда более вероятно, что последним пристанищем брошенного беглеца стал один из тамошних курганов. Дополнительную путаницу вносит упоминание о том, что знаменитый кобзарь Остап Вересай, не раз исполнявший думу, на вопрос где находится эта воспетая Савур-могила отвечал: “Вона йє i буде - пiд Полтавою…”. Пока не удалось найти никаких упоминаний о существовании на Полтавщине, каких либо курганов с таким названием, возможно, они были распаханы или раскопаны и потому не сохранились до наших дней.
     Существует несколько экзотическая версия, что в думе про беглых братьев отображен древний обычай принесения человеческих жертв на вершинах курганов, в таком случае действия братьев приобретают новый смысл – младший был оставлен как благодарность высшим силам за удачный побег и в качестве жертвы за благополучное возвращение домой. Кстати в одном из вариантов думы, признаваемым исследователями наиболее древним, братья целыми возвращаются домой, где начинают

На святі церкви накладати

Тоесть опять же повторяется мотив благодарности за спасение, по старому языческому обычаю выраженном в передаче божеству материальных ценностей. Нельзя не провести аналогию с описанными Прокопием Кесарийским обычаями древних славян «когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы».
     О четвертой Савур-могиле расположенной в Днепропетровской области впервые нашел информацию в работах выдающегося русского фолклериста 19 в. исследователя былинного эпоса Всеволода Миллера: «Саур-курган, раскопанный И. Хайновским, находится в Верхнеднепровском уезде Екатеринославской губернии, близ сельца Чуфаровки, на правобережье Днепра, между р. Саксаганью – с востока и р. Желтой – с запада, недалеко от Демуриной балки;». Сегодня, благодаря интернету, на указанном Миллером месте можно обнаружить курган Могила-Савро 169,9 м, неподалеку, кстати, находится небольшое село Савро с одноименной железнодорожной станцией, основанное в 1921 году выходцами из Саксагани, рядом села Балкове и Демурино. По всей видимости, название поселение получило от лежащего рядом знаменитого кургана – довольно нетипичный пример выбора названия для новоселов.
    Возможно, именно с этим курганом связана баллада про Морозенка, реального исторического персонажа, казака погибшего при осаде Збаража в 1649 году

Взяли його, поставили
На Савур-могилу:
«Дивись тепер, Морозенку,
На свою Вкраїну!»

    Итак, видим, что на необъятных просторах бывшего Дикого поля расположено как минимум четыре кургана, названия которых Савур-Савор-Саур-Савро-Осавур, встречаются разные варианты, восходят, по мнению большинства исследователей, к тюркским языкам. Наиболее распространенная версия гласит, что указанное название является производным от слова «сауыр» тоесть «круп лошади» -  у кочевников существует привычка давать элементам ландшафта названия связанные с частями тела домашнего скота, так что имена курганов это оставшееся нам наследие давно ушедших народов, некогда кочевавших по нашим степям.

Пространство восточной Европы - место рождения множества легенд

Уже упомянутый профессор Миллер выдвинул версию о происхождении названия Савур-могилы от имени персонажа какого-то древнего эпоса: «Что касается Саура, то любопытно, что о каком-то богатыре Сауре ходили предания в южнорусских степях, вероятно, татарские, как видно из того, что в разных местах упоминаются могилы (курганы) Саура». Остатками этих легенд он считал сохранившуюся былину о Сауре Леванидовиче. Ее главному герою, занимавшему почетную должность правителя толи астраханского толи алыбергского царства, варианты разнятся, не сиделось дома, и он отправляется войной на царства латынское, литвинское и сорочинское – по непонятным причинам агрессии избежало только царство тридевятое. Боевые действия, судя по всему, затягиваются надолго, и пока отец семейства расширял lebensraum, дома незаметно подрос сын и был отправлен матерью на поиски непонятно куда девшегося папаши – вот, что значит по настоящему сильно «задержатся на работе». Заканчивается история как в индийском фильме, недаром в былине находят аналогии с восточными сюжетами: отец и сын встретившись, вступают в поединок во время которого узнают друг друга, после чего на радостях обнявшись, возвращаются домой. Радостная жена - «И где ты скотина столько шлялся?!»- огрела сковородой закатила пир по случаю возвращения, в общем happy end.

    Имеет ли Саур Леванидович какое либо отношение к нашим Савур-могилам теперь уже трудно сказать, в любом случае несомненен факт влияния восточного элемента на многие стороны народного фолклера.
      Еще одной версией является предположение о том, что в названии степных курганов осталась память о древнем народе савиров. Указанный народ появился на арене мировой истории в раннее средневековье, как писал Иордан «Гунны, как плодовитейшая поросль из всех самых сильных племен, закишели надвое разветвившейся свирепостью к народам. Ибо одни из них зовутся альциагирами, другие – савирами (Saviri), но места их поселений разделены». После распада государства Аттилы савиры расположились на северном Кавказе откуда совершали опустошительные рейды на территорию Византии и Персидского царства. Сами себя они характеризировали как профессиональных воинов живущих за счет военной добычи: «Мы живём оружием, луком и мечом и подкрепляемся всякой мясной пищей» - византийский император постоянно пытался перетащить савир на свою сторону в борьбе с шахом, в чем немало преуспел, для чего ему пришлось, ясное дело, порядком раскошелится. Деньги, однако, были потрачены не зря - неплохие кавалеристы, к тому же хорошо знавшие осадное дело, савиры оказали очень большую помощь императорской армии.

     В дальнейшем савиры частично слились с хазарами, частично откочевали в верховья Волги, где основали город Сувар, влившись в созданное государство Волжскую Булгарию. Существует версия, что савиры являются предками чувашей.
      Такое вот интересное курганное наследие нам досталось от прошедших эпох. Вполне возможно, что имеются еще какие-то Савур-могилы которые я пропустил, может кто-нибудь знает?

Tags: История, Украина, Чужое
Subscribe

  • (no subject)

    Что самое смешное, у меня есть в заначках пара историй о подобных историях (не про сиськи, про преследование и организацию документальных…

  • (no subject)

  • Сочиняю стихи к грядущим акциям

    "У нас Китайский новый год. И день святого Валентина Кто в "Снаряженье" не пришел - тупая жадная скотина!" (С)

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments