В июне текущего года в боях с национальными войсками освобожденных округов Оспан-батыр Исмаилов был разгромлен и с остатками своей банды (до 200 чел.) укрылся в горах Бай-тык, что в 170 км северо-восточнее г. Гучен.
Оспан-батыр после ухода в горы Байтык начал интенсивную подготовку к захвату Синьцзянского Алтая и установлению там своего полного господства вне зависимости от провинциальных повстанческих властей.
С этой целью Оспан-батыр вновь вступил в контакт с китайцами и при их помощи стал формировать и вооружать новые банды из числа китайцев и дунган, а также проводить работу по вербовке бандитов среди казахского населения Алтайского, Урумчинского округов и провинции Ганьсу, имея намерение в последних числах августа сего года возобновить боевые действия против национальных войск.
30 августа 1947 года на трассе Бурчум — Кок-Тогой в районе Тургун (22 км западнее Кок-Тогоя) появился конный отряд оспановцев численностью в 500 всадников, который разграбил аул, убил одного казаха, захватил в плен одного солдата Туркестанской республики и выступил в направлении Кок-Тогоя. В пути следования в том же районе банда остановила автоколонну нашей экспедиции, следовавшую из Бурчума в Кок-Тогой и предложила начальнику колонны впредь прекратить движение по трассе, угрожая обстрелом.
2 сентября 1947 г. отряд оспановцев численностью в 780 чел. в 50 км юго-восточнее Кок-Тогоя, в Чингильском уезде, вступил в бой с подразделением национальных войск численностью в 400 чел. Потеряв в бою с оспановцами до 120 чел. убитыми и пленными, а также значительное количество боеприпасов и продовольствия, отряд национальных войск отступил в Кок-Тогой.
3 сентября в 15 час. 00 мин. оспановцы захватили Кок-Тогой, а отряд национальных войск отступил в горы севернее Кок-Тогоя.
После захвата Кок-Тогоя оспановцы двумя группами выступили в направлении городов Шара-Сумэ и Бурчум, не встречая на своем пути серьезного сопротивления.
В ходе боестолкновений отдельные группы солдат национальной армии Синьцзяна из состава 3-го Туркестанского полка переходили на сторону Оспана. Кроме того, значительное число населения Чингильского уезда присоединилось к бандитам, что и дало возможность банде развивать успешные наступательные действия. В дальнейшем на сторону бандитов перешло значительное число солдат 3-го Туркестанского полка и до 260 солдат этого полка взято в плен.
Необходимо отметить, что банда Оспан-батыра и сам Оспан-батыр ведут двоякую политику по отношению к советской геолого-разведывательной экспедиции, находящейся в районах Кок-Тогой и Шара-Сумэ.
В начале банддействия и в дальнейшем оспановпы к экспедиции и охраняющей ее мангруппе репрессий не применяли, но в отдельных случаях вели себя вызывающе и совершили ряд провокационных действий, направленных на вызов к инциденту, а именно:
28 августа в 50 км северо-восточнее Шара-Сумэ 4 солдата мангруппы, сопровождавшие группу сотрудников экспедиции были обстреляны из винтовок неизвестной группой, наши солдаты оружие не применяли.
31 августа в 20 час. 00 мин. с пастбища рабочего участка экспедиции, что в 5 км севернее Кок-Тогоя, 6 вооруженных всадников угнали 3-х лошадей, принадлежащих экспедиции. На предупредительные выстрелы часового всадники не остановились и организованная погоня результатов не дала.
21 августа из Бурчума в Кок-Тогой прибыла автомашина экспедиции, которую в 8 км от Кок-Тогоя три всадника пытались остановить, но машине удалось оторваться.
8 сентября у экспедиции неизвестным человеком была похищена лошадь, принадлежащая экспедиции, похититель на неоднократный оклик часового не остановился. Часовой применил оружие.
Бандиты, находящиеся в Кок-Тогое, не имея никаких оснований, неоднократно наставляли оружие на часовых мангруппы. но последние активных действий не применяли.
5 сентября главари банды в Кок-Тогое совещались по вопросу о нападении на советскую геолого-разведывательную экспедицию.
В ходе совещания мнения главарей банды о сроках нападения на экспедицию разделились. Одни предлагали совершить нападение на экспедицию до взятия г. Шара-Сумэ, а другие предлагали после взятия г. Шара-Сумэ. На этом совещании главари банды ни к какому окончательному решению не пришли, поэтому в целях получения указаний они направили представителя в Байтык к Оспан-батыру, который этот вопрос должен был решить лично.
Находившиеся в Кок-Тогое, несмотря на посылку представителя к Оспану, были намерены 7 сентября совершить нападение на советскую геолого-разведывательную экспедицию, но, боясь быть разбитыми охраняющей ее мангруппой, от нападения воздержались...
Оспан-батыром бандитам дано указание к экспедиции пока относиться лояльно, чтобы усыпить ее бдительность для последующего нападения, а бандиты в свою очередь дали поручение местному населению постепенно разграблять имущество экспедиции.
Сам Оспан-батыр со своей резиденцией из Байтыка перебазировался и в настоящее время находится в районе Сары-Тогой, что в 150 км южнее Кок-Тогоя. В этом районе работоспособное население Оспан-батыром мобилизовано на заготовку сена, строится мост через р. Урунгу и восстанавливаются старые окопы, на которых работают 20 дунган...
Продвижение банды Оспан-батыра и занятие ею ряда районов вызвали растерянность среди населения Алтайского округа...
17 сентября 1947 г. в 17 час. 00 мин. на пограничную заставу одной из погранкомендатур из-за кордона прибыли старосты двух поселков, которые сообщили, что оспановцы упор своей борьбы направляют против русских эмигрантов. Поэтому с целью избежания репрессий со стороны оспановцев жители русских поселков со своими семьями и имуществом, прикрываясь частью русских солдат 3-го Туркестанского полка, через горы отходят в сторону нашей границы...
Общая численность банды Оспан-батыра предположительно к моменту концентрации для наступления на Шара-Сумэ составляла около 3000 чел. без присоединившегося местного населения...
Судя по заявлению одного из бандитов о том, что «... в Кок-Тогое скоро будут американцы, а американские консулы будут в Бурчуме и Шара-Сумэ», можно сделать вывод, что вооруженное выступление Оспан-батыра Исмаилова инспирировано американцами.
По состоянию на 1 октября положение воюющих сторон в Алтайском округе Синьцзяна следующее. Банды Оспана Исмаилова полностью заняли уезды: Чингильскинй, Кок-Тогайский, Шара-Суминский, Бурчумский, Булун-Тохойский; частично заняли уезды: Ак-Чиинский, Дзимунайский, Кош-Тологойский. Отдельные группы банды Оспана вышли в населенные пункты: Ком, Чункур, Кольдинен-Булак, Ак-Чии, Колгутон, Теректы — все пункты северо-западнее Шара-Сумэ. Основная часть бандитов численностью 1500—2000 чел. до 25 сентября находилась в городе Шара-Сумэ и в прилегающих к нему аулах.
1 октября банда в количестве 500—600 чел. вступила в бой за г. Дзимунай с подразделениями национальных войск Туркестанской республики.
Выходов банд Оспана непосредственно к линии государственной границы, за исключением подхода к г. Дзимунай, не было.
В захваченных уездах оспановцы проводят мероприятия по усилению банды, в частности Оспаном дано указание о мобилизации казахов и русских в возрасте до 60 лет, способных носить оружие.
В связи с активными банддействиями оспановцев, часть населения сопредельной стороны бежит от репрессий и грабежа в сторону границы с Советским Союзом.
По состоянию на 1 октября вблизи линии государственной границы на сопредельной стороне против Зайсанского и Маркакульского района, Восточно-Казахстанской области, сконцентрировалось до 600 семей...
Спасаясь от преследования бандитов, откочевщики бросили на сопредельной территории большую часть своего имущества, неубранный урожай, часть скота...
Ушедшие весной 1947 г. в банду Оспана русские белогвардейцы Самойлов Иосиф, Ларионов Тимофей, Мурзинцев Олимпий и другие с выходом оспановцев в Ак-Чиннекий и Бурчумский уезды организовали бандгруппу из числа русского населения, настроенного положительно к Оспану.
Начиная примерно с 21 сентября, русский отряд оспановцев, возглавляемый Самойловым, занял пос. Чункур, а его разведывательные группы вошли в поселки Теректы, Кольдинен-Булак, Колгутон, Ком, где учинили грабежи и бесчинства. Самойлов направил в поселок Ак-Коба своих представителей в отряд самообороны с ультиматумом о сдаче отряда Оспану.
Наряду с этим Самойлов проводит среди населения противотуркестанскую и антисоветскую агитацию, восхваляет Оспана, призывает население оставаться на своих местах. Семьи, пытающиеся уйти в сторону границы, отряд Самойлова возвращает на места насильственным путем.
Самойлов выделил из своего отряда группу бандитов в количестве 100 чел., с которыми имеет намерение в ближайшие дни выйти на границу в пос. Ак-Коба.
Оспан объявил себя «белым царем», борющимся против туркестанцев. В захваченных городах Оспан приказал вывесить китайские флаги, все местные учреждения и полиция получили вновь китайские названия.
Настроенные против национального правительства лица, в том числе бывшие агенты китайской полиции — начальник Ак-Чиинского уезда Дабынов Кокенай, начальник полиции Кок-Тогойского уезда Нариев Канатбай и другие группировали вокруг себя сторонников Оспана, и еще до прихода в эти населенные пункты бандитов стали преследовать местные власти, задерживали лиц, пытавшихся бежать от оспановских банд, разоружали мелкие группы солдат из частей национальных войск и иногда убивали их... Оспан и его сторонники ведут активную антисоветскую агитацию.
Помощь американцев и китайцев Оспану за последнее время подтверждается следующими фактами. В июле 1947 г. Оспан, будучи в г. Урумчи, имел совместно с китайцами свидание с американским и английским консулами, у которых просил помощи для борьбы с туркестанцами в Алтайском округе.
В конце августа перед началом событий резиденцию Оспана в районе южных склонов г. Байтык посетило 4 американских представителя, в том числе американский консул в Урумчи.
13 сентября в г. Урумчи прибыли американские инструктора, в числе которых имеются женщины, владеющие русским и восточными языками.
18 сентября сего года к Оспану прибыло 50 трехтонных трехосных автомашин с боеприпасами и другими грузами. В лагере Оспана появились штатские — европейцы.
В начале второй половины сентября в районе местности Сары-Тогой китайцы построили мост через р. Урунгу, по которому сейчас производится переброска на автомашинах грузов и солдат в помощь Оспану...
В конце сентября в районе г. Дурбульджин задержаны 3 американца, переодетые в казахскую одежду местного покроя, которые при задержании оказали вооруженное сопротивление.
Китайские власти поддерживают Оспана людскими ресурсами, в частности при их содействии в банду влилось значительное число лиц дунганской национальности, служивших в регулярной китайской армии, а также снабжают банду специалистами-радистами, оружием, боеприпасами и продовольствием. Часть выдаваемого Оспану оружия — американского происхождения.
В своих воззваниях к населению Оспан открыто говорит о получаемой им помощи со стороны Америки и Англии,
Положение в гарнизонах по охране нашей геолого-разведывательной экспедиции пока спокойное. Со стороны бандитов имели место следующие проявления. 1 октября 1947 г. 8 бандитов обстреляли часового, охраняющего одну из точек геолого-разведывательной экспедиции, находящейся в 6 км севернее Кок-Тогоя. Пулей пробит рукав полушубка часового, последний невредим. Ответной очередью из автомата бандиты были разогнаны.
Представители Оспана пытались предъявить экспедиции требования об уплате им за 1000 баранов из числа 3000, купленных у губернатора Алтайского округа Сугурбаева Далельхана для питания экспедиции. Предъявленными документами о произведенной оплате требования Оспана были отвергнуты.
(c) Пограничные войска СССР. Май 1945 — 1950. — М.: "Наука", 1975.