irkuem (irkuem) wrote,
irkuem
irkuem

Categories:

Жак Калло - «Большие бедствия войны»

Оригинал взят у antoin в Жак Калло - «Большие бедствия войны»
Жак Калло, самый известный художник-гравёр XVII века, родился в Нанси в 1592 году и там же умер в 1635-ом. Родители не разглядели, видно, дарования в своём отпрыске — так что вопреки их желанию он отправился во Флоренцию и в Рим, где и обучался искусству.

Много чего он нарисовал, в различных жанрах, но величайшее его творение — серия «Большие бедствия войны» из 18 эстампов, которую он успел издать в Париже в 1633 году. Большой она называлась потому, что была ещё и Малая — меньшего формата, которую издали после его смерти на волне популярности (всё как сегодня), но она вся была переработана и улучшена в Большой серии. Калло скомпоновал книгу, стихотворные подписи к гравюрам написал аббат Мишель де Мароль, знаменитый коллекционер гравюр, — и издание сразу же обрело бешеную славу. Мало того, что их копировали и переиздавали пиратским образом, так ещё и многие другие художники вдохновлялись ими для своих похожих серий (самый известный случай — Гойя).

На офортах - сцены из то самой «невыразимо горестной войны»: Тридцатилетней. Можно указать даже конкретный эпизод — вторжение французов в герцогство Лотарингское.в 1632-1633. Но только время и место отдельных офортов установить не получится. Разорённая деревня собрана из десятков разорённых деревень, оставшихся по всей тогдашней Европе, наёмники — из тысяч наёмников, марширующих по Германии, Франции, Фландрии и Богемии, смерти — из десятков тысяч смертей, которыми отметилась эта война. Парадная сторона войны есть только на трёх офортах: на титульном листе, на «Вербовке» и на заключительной «Раздаче наград». Остальное — это суровая действительность: бой, разграбление деревень и монастыря, конвоирование пленных, госпиталь, казнь нарушителей дисциплины и предателей. В общем, пропорции того, из чего состояла тогда война, соблюдены точно.

Что интересно, Калло вовсе не собирался банально выражать протест против всякой войны: только против отклонений от «нормального» порядка. Он вообще ничем не обнаруживает своих чувств и остаётся полностью объективным, если так можно сказать о художнике. Он хотел не навязать нам свои переживания, а взволновать и дать возможность немного поразмыслить. Даже гравюры с казнями он нарисовал не для того, чтобы ужаснуть их жестокостями, а чтобы показать неотвратимость кары преступников (и поэтому в подписях к офортам казни преступников и еретиков оправдываются).


титульный лист



вербовка («солдату надобно платить — за то зовётся он soldat!» — Шиллер)



битва (смешались в кучу кони-люди)



нападение на ферму (главный способ добывания еды войсками)



разграбление фермы (как будто иллюстрация к Симплициссимусу).



разграбление монастыря



разграбление деревни (да, грабили тогда всё и везде)



нападение на повозку (гоп-стоп, прям)



поимка и конвоирование дезертиров



допрос на дыбе



казнь через повешение



расстрел



сожжение



колесование



госпиталь



умирающие солдаты на дороге



крестьяне атакуют солдат (не хотят бесплатно снабжать войска, стервецы)



король награждает генералов и офицеров (ну конечно же)


Некоторые гравюры Калло повторил в цвете:




Кроме этой серии у Жака Калло было ещё очень много гравюр на военную тематику, на театральную, да и просто картинки из жизни или пейзажи, так что, если интересно, можно устроить продолжение банкета.

Tags: Дети Гамельна, Рисунки к книгам
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments