Хочется, хочется людям романтики. Чтобы сабли, кони, можно немного бипланов и броненосцев. Иностранные разведки, клад в пустыне, караваны с контрабандным оружием. Вчера я такую романтику как раз нашел.
В 1918-м году Туркестан был в огне.
В Ташкенте заседал совет большевиков (т.н. Ташкентский Совет), воевавший с Ашхабадским комитетом эсеров (этому комитету подчинялся другой совет, в Красноводске), в ферганской долине хозяйничали басмачи, в Бухаре сидел эмир, а в Хиве – хан.
Будучи отрезанным от остальной России (части генерала Дутова стояли в Оренбурге, кочевники в казахских степях советской власти не признавали) Туркестан был оставлен вариться в своем соку.
Кроме всего прочего в Туркестане находилось около 38 тысяч австрийских и 3 тысячи германских военнопленных, а с августа 1918 года на территории Туркестана находились британские интервенты.
Как же проходили боевые действия в Туркестане? Вот тут и начинается романтика.
Ашхабад и Ташкент связывала только Закаспийская железная дорога, поэтому боевые действия стороны вели вдоль нее. А где есть железная дорога и боевые действия, там есть и бронепоезда. В распоряжении британцев было два или три поезда (по данным разных источников). Капитан Юлот, офицер 28-го легкокавалерийского полка, участник интервенции, так описывает Поезд №1: «Он состоял из двух платформ, прицепленных впереди поезда и нагруженных железнодорожным металлом (рельсами?), для того, чтобы приводить в действие мины до того, как локомотив достигал бы их; за ними следовала бронированная платформа с полевым орудием. В связи с тем, что на дороге не было тоннелей, высота установок не имела значения. Следующим следовал пассажирский вагон, на крыше которого был сооружен бронированный командный пост с двумя пулеметами, из которого командир руководил огнем и локомотивом путем подачи сигналов. За ним следовал мощный бронированный локомотив; сразу же за ним следовал бронированный пассажирский вагон. Он служил отсеком для команды. Замыкающей, исключая два вагона за ней, была платформа с гаубицей».
Бронирование поездов проводилось либо с помощью металлических щитов, либо с помощью спрессованной хлопчатобумажной ткани, либо путем их комбинирования.
По словам Блекера, одного из интервентов, «ни по конструкции, ни по тактическому использованию эти поезда не были похожи на бронированные поезда 1900 или 1901 года в Южной Африке, или на тяжелые орудия на железнодорожных платформах на Западном фронте. Это была помесь этих двух видов».
Еще один интервент, командир 19-го Пенджабского полка подполковник Кноллис, отметил, что «поезд должен был стоять за холмом, с наблюдательным постом на холме, и стрелять из-за холма. Кроме того, локомотив должен «дышать» - поэтому он делал это как кит, выкидывая огромные клубы пара в интервалах между движениями вперед или назад, чтобы быть вне опасности, когда враг стрелял, ориентируясь на клубы дыма. Если бы бронепоезд противника был достаточно отважным для того, чтобы высунуться из-за угла, он был бы в пределах короткой дистанции и в очень неудачной позиции, потому как другой поезд его уже поджидал».
Он также отметил, что обе стороны жили «в поездах, которые стояли в длинной очереди на единственной железной дороге. Каждый третий день бронепоезд требовал переснаряжения, и в связи с тем, что это включало в себя целый ряд движений по станции, ночь проводилась в передвижении поездов туда и обратно. В такие ночи армия буквально прекращала существование, потому как никто не хотел быть отделенным от поездов».
Ташкентский совет также имел три бронепоезда, каждый из которых был вооружен более мощными, нежели у ашхабадского комитета, пушками, однако, в отличие от ашхабадского совета, у совета не было возможности получать топливо извне (ашхабадский комитет получал топливо из Красноводска, куда его доставляли британцы из Персии). Поэтому в качестве топлива использовали саксаул и… сушеную рыбу.
При этом собственно сражающихся было немного. Со стороны Ташкентского совета, по оценкам интервентов, в боях на т.н. Ашхабадском фронте участвовало 9000 человек (значительною часть которых составляли бывшие австрийские военнопленные). Силы Ашхабадского комитета составляли – 350 сабель (50 русских и 300 туркменов), 1150 штыков (1000 русских и 150 туркменов), 7 орудий. Силы интервентов составляли: 180 сабель из 28го легкокавалерийского полка, 450 штыков (120 из 14 Гемпширского полка и 330 из 19-го Пенджабского), а также 2 орудия.
Кроме того, в боях с обеих сторон принимали участие аэропланы (по одному с каждой стороны).
Прямое британское участие в туркестанских событиях хоть и было кратковременным (август 1918 – апрель 1919), но довольно активным. Оно включало в себя:
- прямую военную поддержку Ашхабадского комитета, а после его падения Комитета общественной безопасности (за 9 месяцев боев с силами ташкентского совета британцы потеряли как минимум 100 человек убитыми и как минимум 150 раненными);
- снабжение войск Комитета горючим через Красноводск;
- финансирование Комитета (более 200 тысяч фунтов за 9 месяцев);
- разведывательная деятельность (затраты на нее составили 37 тысяч фунтов на Туркестан, еще 13 тысяч было указано как «иные расходы на разведку»);
- снабжение бухарского эмира оружием.
Вот так. Какой, в баню, Индиана Джонс?! Какие сибирские цирюльники? Какие фильмы о французском легионе? Представьте себе пустыню в сорокаградусную жару, по которой движутся эшелоны, полные людей, лошадей и воды. Перед эшелонами идут бронепоезда, чуть сбоку разъезды легкой кавалерии, очень редко одинокий биплан делает круг в жарком южном небе. Обстрел друг друга из-за барханов, по следам дыма, атака всадников с копьями наперевес (да, реально использовали копья), три патрона на винтовку, британские солдаты с Гочкисами, закрепившиеся на насыпи…
Продолжаю читать дальше
В 1918-м году Туркестан был в огне.
В Ташкенте заседал совет большевиков (т.н. Ташкентский Совет), воевавший с Ашхабадским комитетом эсеров (этому комитету подчинялся другой совет, в Красноводске), в ферганской долине хозяйничали басмачи, в Бухаре сидел эмир, а в Хиве – хан.
Будучи отрезанным от остальной России (части генерала Дутова стояли в Оренбурге, кочевники в казахских степях советской власти не признавали) Туркестан был оставлен вариться в своем соку.
Кроме всего прочего в Туркестане находилось около 38 тысяч австрийских и 3 тысячи германских военнопленных, а с августа 1918 года на территории Туркестана находились британские интервенты.
Как же проходили боевые действия в Туркестане? Вот тут и начинается романтика.
Ашхабад и Ташкент связывала только Закаспийская железная дорога, поэтому боевые действия стороны вели вдоль нее. А где есть железная дорога и боевые действия, там есть и бронепоезда. В распоряжении британцев было два или три поезда (по данным разных источников). Капитан Юлот, офицер 28-го легкокавалерийского полка, участник интервенции, так описывает Поезд №1: «Он состоял из двух платформ, прицепленных впереди поезда и нагруженных железнодорожным металлом (рельсами?), для того, чтобы приводить в действие мины до того, как локомотив достигал бы их; за ними следовала бронированная платформа с полевым орудием. В связи с тем, что на дороге не было тоннелей, высота установок не имела значения. Следующим следовал пассажирский вагон, на крыше которого был сооружен бронированный командный пост с двумя пулеметами, из которого командир руководил огнем и локомотивом путем подачи сигналов. За ним следовал мощный бронированный локомотив; сразу же за ним следовал бронированный пассажирский вагон. Он служил отсеком для команды. Замыкающей, исключая два вагона за ней, была платформа с гаубицей».
Бронирование поездов проводилось либо с помощью металлических щитов, либо с помощью спрессованной хлопчатобумажной ткани, либо путем их комбинирования.
По словам Блекера, одного из интервентов, «ни по конструкции, ни по тактическому использованию эти поезда не были похожи на бронированные поезда 1900 или 1901 года в Южной Африке, или на тяжелые орудия на железнодорожных платформах на Западном фронте. Это была помесь этих двух видов».
Еще один интервент, командир 19-го Пенджабского полка подполковник Кноллис, отметил, что «поезд должен был стоять за холмом, с наблюдательным постом на холме, и стрелять из-за холма. Кроме того, локомотив должен «дышать» - поэтому он делал это как кит, выкидывая огромные клубы пара в интервалах между движениями вперед или назад, чтобы быть вне опасности, когда враг стрелял, ориентируясь на клубы дыма. Если бы бронепоезд противника был достаточно отважным для того, чтобы высунуться из-за угла, он был бы в пределах короткой дистанции и в очень неудачной позиции, потому как другой поезд его уже поджидал».
Он также отметил, что обе стороны жили «в поездах, которые стояли в длинной очереди на единственной железной дороге. Каждый третий день бронепоезд требовал переснаряжения, и в связи с тем, что это включало в себя целый ряд движений по станции, ночь проводилась в передвижении поездов туда и обратно. В такие ночи армия буквально прекращала существование, потому как никто не хотел быть отделенным от поездов».
Ташкентский совет также имел три бронепоезда, каждый из которых был вооружен более мощными, нежели у ашхабадского комитета, пушками, однако, в отличие от ашхабадского совета, у совета не было возможности получать топливо извне (ашхабадский комитет получал топливо из Красноводска, куда его доставляли британцы из Персии). Поэтому в качестве топлива использовали саксаул и… сушеную рыбу.
При этом собственно сражающихся было немного. Со стороны Ташкентского совета, по оценкам интервентов, в боях на т.н. Ашхабадском фронте участвовало 9000 человек (значительною часть которых составляли бывшие австрийские военнопленные). Силы Ашхабадского комитета составляли – 350 сабель (50 русских и 300 туркменов), 1150 штыков (1000 русских и 150 туркменов), 7 орудий. Силы интервентов составляли: 180 сабель из 28го легкокавалерийского полка, 450 штыков (120 из 14 Гемпширского полка и 330 из 19-го Пенджабского), а также 2 орудия.
Кроме того, в боях с обеих сторон принимали участие аэропланы (по одному с каждой стороны).
Прямое британское участие в туркестанских событиях хоть и было кратковременным (август 1918 – апрель 1919), но довольно активным. Оно включало в себя:
- прямую военную поддержку Ашхабадского комитета, а после его падения Комитета общественной безопасности (за 9 месяцев боев с силами ташкентского совета британцы потеряли как минимум 100 человек убитыми и как минимум 150 раненными);
- снабжение войск Комитета горючим через Красноводск;
- финансирование Комитета (более 200 тысяч фунтов за 9 месяцев);
- разведывательная деятельность (затраты на нее составили 37 тысяч фунтов на Туркестан, еще 13 тысяч было указано как «иные расходы на разведку»);
- снабжение бухарского эмира оружием.
Вот так. Какой, в баню, Индиана Джонс?! Какие сибирские цирюльники? Какие фильмы о французском легионе? Представьте себе пустыню в сорокаградусную жару, по которой движутся эшелоны, полные людей, лошадей и воды. Перед эшелонами идут бронепоезда, чуть сбоку разъезды легкой кавалерии, очень редко одинокий биплан делает круг в жарком южном небе. Обстрел друг друга из-за барханов, по следам дыма, атака всадников с копьями наперевес (да, реально использовали копья), три патрона на винтовку, британские солдаты с Гочкисами, закрепившиеся на насыпи…
Продолжаю читать дальше