irkuem (irkuem) wrote,
irkuem
irkuem

Categories:

Такэути Сэйхо: и его звери

Оригинал взят у umbloo в Такэути Сэйхо: и его звери
В этом году календарь с японскими картинками у нас будет звериный, работы Такэути Сэйхо:. Но прежде расскажем о самом этом художнике – одном из лучших японских анималистов; история у него была примечательная. И долгая — Сэйхо: родился на закате токугавского сёгуната и умер в разгар Второй мировой войны.
Родители будущего Такэути Сэйхо: (竹内 栖鳳, 1864-1942), при рождении названного Цунэкити (竹内恒吉), заправляли в Киото хорошим рыбным трактиром, обслуживавшим и ремесленников-ткачей из ближайшего квартала, и челядь из соседнего замка. Работа у них была напряжённая и тяжёлая, а Цунэкити был подростком хворым и хрупким, так что родители не стали принуждать единственного сына к обучению трактирному делу, а позволили учиться чему захочет сам — в пределах разумного. Мальчик ходил в школу при ближайшем храме (где, кстати, хорошо освоил китайский) и очень увлекался рисованием. Родные это поощряли: их трактир посещало много преуспевающих художников по тканям; один из них, дальний родич Такэути, и взял к себе в обучение тринадцатилетнего Цунэкити. Дело шло хорошо, вскоре ученик начал соперничать с учителем и перешёл к куда более именитому наставнику: это был Ко:но Байрэй, не только разрабатывавший рисунки для тканей, но и бывший живописцем солидной школы Сидзё:. Цунэкити сделался любимцем Байрэя и к двадцати годам заслужил уже и полноценный разряд мастера, и новое имя — Сэйхо:, «обитель феникса»; начал он и участвовать в выставках при Киотоской школе живописи. А в двадцать три года Сэйхо: удачно женился на богатой невесте и открыл собственную мастерскую по соседству с отцовским трактиром. Байрэй немного обиделся — но Сэйхо: уже довелось повидать западную живопись (в основном, конечно, в репродукциях), и он решил работать с натуры, что в школе Сидзё: не поощрялось.

Сам Сэйхо: был единственным сыном своих родителей, что их весьма печалило, но сумел преумножить свой род очень успешно. Ко времени женитьбы у него уже была пара незаконных (но признанных) детей, в браке родилось ещё семь, а потом ещё и усыновил детей любимого, но рано умершего ученика. Зарабатывал он и разработкой рисунков для тканей, и живописью, преуспел и разбогател достаточно, чтобы открыть новую Школу юного художника — и преподавал и там, и в Киотоской школе живописи. Но и интереса к западной манере не терял.
В 1900 году Сэйхо: стал достаточно известен, чтобы им решили похвастаться перед заграницей — его отправили в Париж, на Пятую международную выставку искусств и промышленности. Воспользовавшись такой возможностью, Сэйхо: полгода он ездил по Европе и окончательно пленился западной живописью, особенно Тёрнером и Коро. Он побывал в двух десятках городов — и в каждом искал зоосад, чтобы порисовать зверей с натуры.

Вернувшись в Японию, Такэути Сэйхо: твёрдо задался целью объединить всё лучшее, что видел в восточном и западном искусстве: «европейскую убедительность и японскую технику». Даже написание своего имени он сменил с 栖鳳 на 西鳳 — ради знака «запад». Его картины, рисунки и гравюры с животными имели невероятный успех — в газетах писали, что «Сэйхо: понимает, что воробьи друг дружке чирикают!»


Разумеется, Сэйхо: хотел рисовать с натуры не только зверей и птиц, но и людей. Но тут у него дело не заладилось. В 1910 году он получил очень почётный заказ на роспись главных ворот амидаистского храма Хигаси Хонгандзи, основанного ещё Токугавой Иэясу, — с изображением Чистой земли, с блаженными праведниками, чудесными птицами и парящими духами. Это был прекрасный повод порисовать обнажённую натуру (когда дело дошло до летучих духов, натурщице даже пришлось повиснуть на верёвках под потолком). Платил Сэйхо: натурщице очень хорошо, но она и стеснялась, и главное, страшно мёрзла (была зима, и жаровня от холода не спасала), так что скоро отпросилась на недельку в Токио — и больше Сэйхо: её не видел. Работы был ещё непочатый край; художник нанял другую девушку, но вышло ещё хуже: та простудилась и умерла. Весь Киото уже шептался, что Сэйхо: крадёт у натурщиц души и вкладывает их в картины — а сами девушки умирают, и как им потом перерождаться, непонятно… Позировать больше никто не соглашался.
«Впервые позируя»

Наконец, в весёлом доме Сэйхо: разыскал поклонницу, которая заявила, что и на смерть готова — лишь бы её запечатлел такой замечательный и знаменитый мастер! Увы, и тут дело кончилось действительно смертью от воспаления лёгких. После этого с рисованием обнажённой натуры в Киото было надолго покончено — а девушки и к храму-то теперь отказывались приближаться. Сэйхо сдался и отказался от заказа, вернувшись к животным.

Здесь всё шло куда лучше: животные не мёрли, ценители восхищались, на выставках присуждали награду за наградой, стали печататься альбомы репродукций — и раскупались они мгновенно, несмотря на немалую цену. В 1913 году Такэути Сэйхо: был назначен придворным живописцем и расписывал ширмы к коронации государя Тайсё:. Это открыло ему путь и в члены Императорской Академии изящных искусств.

Впрочем, анималистикой Сэйхо: не ограничивался — по-прежнему разрабатывал рисунки для тканей (только уже не ширпотребных, как в юности, а дорогих), написал много пейзажей (самая знаменитая серия — двенадцать видов Фудзи), рисовал натюрморты и бытовые сценки.
Кролик вытаскивает "счастье".

Даже театральные гравюры у него есть, хоть и очень немного (вот, например — гравюра к «Наконечнику стрелы»):

Но, как легко заметить, и на таких гравюрах без животных не обходилось. Как и на собственных изводах любимых им «картинок из О:цу»:

Много преподавал, много выставлялся — в том числе и в Париже, но сам в Европу так больше и не выбрался. Зато заслужил кистью орден Почётного Легиона — французам особенно полюбилась вот эта кошка-«француженка».


Зато в 1920-х годах Сэйхо: дважды удалось съездить в Китай — и к числу его любимцев и образцов добавились сунские живописцы.

Учеников у него было много, одних он учил в собственной мастерской (и часто содержал за свой счёт), для других открывал всё новые художественные училища. Были, конечно, и завистники, и соперники…

Болел Такэути Сэйхо: всю жизнь часто, особенно воспалениями лёгких и гриппом, — но каждый раз ему удавалось выжить. Всё же в 1931 году ему пришлось окончательно перебраться на горячие источники в Югавару. Но с Киото распрощаться не мог и при первом облегчении самочувствия отправлялся в родной город. И Хигаси Хонгандзи всё же расписал — хотя уже и в иной манере, чем собирался четвертью века ранее! Потом передышек уже почти не было и о поездках речи не стало… Когда он умер, семидесяти восьми лет от роду, в Югаваре объявили траур — и поминают ежегодно до сих пор.


У Такэути Сэйхо: есть, в частности, очень знаменитая (и довольно разнообразная) серия с двенадцатью зверями дальневосточного календаря. Вот её мы и будем выкладывать в этом году каждый месяц — иногда добавляя другие его рисунки гравюры с теми же животными…

Tags: Восток, Чужое
Subscribe

  • Забракованный вариант

    Автор его показал только после ожесточенной пьянки)

  • Обложка к "Шагу в сторону"

    Многоуважаемый Александр (который был автором 3-х обложек), сделал четвертую. За что ему честь, хвала и много вкусного алкоголя при встрече.…

  • Мрачное

    Накатал примерный план приквела к "Детям Гамельна" под рабочим названием "Клюв, копыто, коготь". Хотел красивую историю со старыми (еще до Крона с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments