Мало залезть на гору или здание. Оттуда еще и надо слезть. Зачастую, намного удобнее, воспользоваться спусковым устройством, чем пытаться вернуться по своим следам, оскальзываясь и балансируя. А в промышленном альпинизме, в большинстве случаев, до рабочего места добираются именно методом спуска. На узлах спускаться далеко не всегда удобно. Да и "железо" предлагает гораздо большее количество вариантов использования.
Итак - "восьмерка".
Одно из самых распространенных спусковых устройств, ведущее свою родословную от легендарной шайбы Штихта. Естественно, имеющее кучу вариантов. Принцип работы основан на повышении трения. Так, классическая восьмёрка увеличивает усилие на верёвке в 4-20 раз. Например, если удерживать верёвку руками перед восьмёркой с силой 25 кг, то за восьмёркой усилие будет 200 кг, при усилии захвата руками 50 кг — 300 кг.
Из-за большого количества перегибов, общим недостатком всех восьмеркообразных явлется то, что они закручивают веревку. Это можно несколько сгладить недопусканием касания веревкой земли.
Двурогая, рогатая
Классическая и специализированная ("Пирана" от "Пецеля")
Рогатая восьмерка (инвар, шайба)
Заблокированная восьмерка. В ненагруженном состоянии, она слегка смещена в сторону рабочей руки, но если бы в обвязке был кто-то, то она стала бы прямо.
Для спуска, необходимо взять в руку свободный конец (который уходит вниз), и, слегка натягивая, начать сбрасывать витки с рогов. Как почувствуете, что начали ползти вниз - значит все идет как надо.
Для ста кг груза лучше один оборот на рогах оставлять. Если же, человек весит кил 60, то можно смело сбрасывать все. Естественно, не забывая про удержание конца.
И правильно заблокированная восьмерка)
Но так мало кто делает.
Как правило, это металлическое изделие, повторяющее по форме цифру «восемь». Два кольца неразрывно связаны друг с другом, одно меньше другого минимум в полтора раза. С одной стороны - два выступа в виде рогов, предназначенные для блокировки, путем обматывания веревкой, выполняется до 5 огонов (витков). Можно попробовать и больше, но не влезет))). Для дополнительной блокировки, свободный конец можно пропустить меджу восьмеркой и натянутой частью веревки.
Применяется в альпинизме, промальпе и организации понтов. Применяется для спуска, а в альпинизме/скалолазании, еще и для страховки
Для альпинизма чаще всего аллюминиевые, в промальпе чаще применяют стальные.
В первом случае — для уменьшения носимого веса, во втором — для долговечности. После 50-60 спусков на загрязненной веревке, дюралевая «восьмерка» вырабатывается примерно на треть, приходя в полнейшую негодность.
Стальная же, живет два-три сезона, а у молдавско-среднеазиатских бригад - до десяти
Варианты заправки веревки. Слева - вариант дял легковесов. Справа - для хороших людей, которых должно быть много.
Думаю, что взаимосвязь способа заправки с весом спускаемого тела заметна. Для прапорщиков же подсказываю:
Веревка проходящая через карабин и восьмерку имеет меньше перегибов, и, соответственно, создает меньшее трение. Меньше трения - быстрее скорость спуска. Все просто.
При таком варианте, веревка проходит с другой стороны. Никаких особых изменений при этом не происходит. Дело привычки, не более. Лично мне более удобен правый.
Существует и такой вариант заправки. Так же, ничего не меняющий.
Несмотря на то, что происхождение названия видно из самой конструкции, слышал как-то версию, что имя свое восьмерка получила в связи с тем, что при дополнительной блокировке, обороты на рогах скрещиваются.
Классическая восьмерка (безрогая)
Применяется в альпинизме и скалолазании для организации спуска. Для зависания не предназначена, потому что блокировать веревку нечем. Разве что, еще один карабин встегнуть, и кидать огоны через него. ну или хитроумные узлы наматывать.
При фабричном производстве выполянется из алюминиевых сплавов.
Слева - положение для неконтролирумего спуска :)
Справа - рабочее положение. Нижний конец, как и у всех восьмерок, при спуске должен контролироваться рукой.
Специализированные восьмерки.
Вариантов, разработанных под самую разнообразную специализацию, на свете существует огромное количество. К сожалению, у меня под рукой лишь пецелевская "Пирана" без соответствующего карабина, поэтому, обстоятельного рассказа не получится.
Продолжение следует