В отличие от сторожевых катеров 1918 года, новые катера имели большую длину, большую мощность двигателей и соответственно большую скорость.
Новый катер получил индекс «ЗК» - Золотовекий катер.
Новые пограничные сторожевые катера «ЗК» стали охранять государственную границу и исправно несли свою службу до начала Великой Отечественной войны.
С 22 июня 1941 года восемь катеров Черноморского и семь катеров Ленинградского пограничных округов вошли в оперативное подчинение Черноморского и Балтийских флотов соответственно.
Семь черноморских катеров с июля 1941 года в качестве сторожевых катеров были включены организационно в состав Дунайской военной флотилии и принимали участие в обороне устья Дуная. Один катер, ранее принадлежавший Грузинскому пограничному округу, в качестве сторожевого катера был включён в состав Черноморского флота и до 1943 года участвовал в защите коммуникаций и баз у берегов Кавказа.
С сентября 1941 года все катера Дунайской военной флотилии были переведены в состав Черноморского флота и принимали участие в обороне Одессы и Севастополя, а также в защите коммуникаций и баз Крыма.
Два катера участвовали в Керченско-Феодосийской десантной операции 25.12.1941 - 2.01.1942 года. В ходе этой операции один из катеров был уничтожен огнём береговой артиллерии, а другой повреждён настолько, что дальнейшая его эксплуатация была невозможна.
Пять катеров участвовали в Новороссийской десантной операции с 9 по 16.09 1943 года, один из которых принял участие в Новороссийско-Таманской наступательной операции в период с 9.09 по 9.10.1943 года. По результатам этих операций все катера остались в строю.
Пять катеров приняли участие в Керченско-Эльтигенской десантной операции 31.10 - 11.12.1943 года. В ходе этой операции два катера были уничтожены огнём береговой артиллерии, а один повреждён настолько, что был выведен из дальнейшей эксплуатации. После окончания Великой Отечественной войны три оставшихся катера были возвращены Морпогранохране НКВД Черноморского пограничного округа.
Семь балтийских катеров с сентября 1941 года в качестве сторожевых катеров были включены организационно в состав Краснознамённого Балтийского флота и участвовали в защите коммуникаций и баз в Финском заливе, в обороне Выборгского залива и островов Бьёркского архипелага. В октябре 1941 года один из катеров затонул у о. Бьёрке в результате столкновения.
После окончания Великой Отечественной войны шесть оставшихся катеров были возвращены Морпогранохране НКВД Ленинградского пограничного округа."
http://cmboat.ru/katera/katera01/katera5/
Пограничный сторожевой катер "ЗК" (19,8 м, 18 т, 2 х 300 л.с., 24 уз) орудие 45 мм, пулемет 7,62 мм.
сторожевой катер "СК-36" типа ЗК
Общий список по ЗКшкам - http://sovnavyww2.aiq.ru/small/typ_zk.htm
Потери в Эльтигене
В ночь на 4.11.43 ЗК-053 Эльтиген Пропал со всей командой (12 человек, в т. ч. командир 3-го ДСКА капитан-лейтенант Г.Д. Пупков и исполняющий должность командира катера мичман И.Н. Капитан). Вероятно, подорвался на мине. Встречающаяся в документах версия о том, что катер был выброшен на берег и расстрелян артиллерией, ошибочна
1.11.43 ЗК-033 Эльтиген При высадке 1.11.43 убит командир катера старший лейтенант А.П. Мартыненко, катер, предположительно, поврежден огнем с берега
Вечер 7.11.43 ЗК-073 район м. Тузла Подорвался на мине. Уведен на юг на ремонт