Во время Второй мировой войны в Синьцзяне усилилось антикитайское, точнее - антигоминдановское, движение, переросшее в войну. Активное, хотя и тайное участие в руководстве этим движением принял Советский Союз. Наш особый интерес к этому району Китая усиливался тем, что здесь находились урановые рудники, а также залежи других редких полезных ископаемых.
В результате боевых действий повстанцев, поддержанных разными способами СССР, в трех северных округах Синьцзяна - сначала Илийском, позднее Алтайском и Тарбагатайском, расположенных непосредственно у советской границы и к тому же особо богатых полезными ископаемыми, 12 ноября 1944 года была провозглашена Восточно-Туркестанская республика. 3 февраля 1945 года появилось постановление о создании регулярной армии ВТР, в котором говорилось и о воинских званиях, знаках различия и наградах.
Власть правительства ВТР на другие округа Синьцзяна, кроме трех вышеназванных, не распространялась до конца существования республики, хотя возможности для этого были: боевые действия с гоминдановцами шли еще несколько лет. 1 октября 1949 года было провозглашено создание КНР, а летевшая на это торжество правительственная делегация ВТР, в том числе высшие гражданские и военные руководители, полностью погибла в результате авиакатастрофы.
Дальнейшие события, случившиеся в Китае, ликвидировали уйгурскую государственность в этом регионе, при этом значительная часть местного населения эмигрировала, главным образом в СССР. Были утрачены многие вещественные памятники, связанные с недолгой историей Восточно-Туркестанской республики, в том числе награды и наградная документация.
Поэтому историю орденов и медалей ВТР, которой я занимаюсь уже несколько лет, пришлось воссоздавать по крупицам. Толчком для обнародования результатов части этой работы послужило приобретение ГИМом первого ордена этого государственного образования.
Основной материал для изучения наградной системы ВТР дают сами ордена, медали и наградные знаки этой республики, которых, при относительном их разнообразии, до нас дошло мало. Поэтому неудивительно, что специальные исследования на эту тему полностью отсутствуют. Число даже просто упоминаний наград ВТР в отечественной и зарубежной литературе можно пересчитать по пальцам одной руки.
На каждом без исключения ордене, медали и наградном знаке на оборотной стороне выбиты год награждения и порядковый номер награды. Самая ранняя дата - 1944 год, затем - 1945, 1946 (основные годы награждений) и редко - 1947,1948 годы. Автором и изготовителем всех наград был один человек - родившийся в 1922 году в Кульдже, столице ВТР, потомственный ювелир, этнический киргиз Агзам Миррахимов, ставший кадровым офицером, капитаном армии ВТР. С 1959 года жил во Фрунзе, столице Киргизской ССР (ныне - Бишкек).
Теперь о новом приобретении Отдела нумизматики ГИМ.
(Фото другого экземпляра, но текст оставляю прежний Р.М.)
Это знак ордена "Борцу за независимость" ("истиклалийатучун куреши"; более точный перевод - "борьба за независимость") 1-й степени - в золоте. На лицевой стороне в центральном круглом медальоне пятиконечной звезды со штралами - малая пятиконечная звезда и полумесяц. На оборотной стороне - название награды арабскими буквами, а также дата награждения "1946" и порядковый номер орденского знака - "103".
Орден "Борцу за независимость" 2-й степени представлял собой такую же звезду, но не золотую, а серебряную. (Серебро, эмаль, ткань. Размеры (без колодки) 44,2x41,0 мм.)
Встречаются серебряные экземпляры этого ордена, у которых центральный круглый медальон лицевой стороны покрыт эмалью синего или голубого цвета, за исключением малой звездочки и полумесяца. Иногда малая звездочка и полумесяц позолочены. Что значит присутствие или отсутствие на награде эмали, нам не ясно.
Носился орден на прямоугольной колодке, покрытой зеленой тканью, с двумя вертикальными накладными металлическими полосками по краям колодки: золотыми - у 1-й степени и серебряными - у 2-й степени.
Еще более редкими, чем награды, являются наградные документы ВТР. Из Алма-Аты автору любезно прислали цветные фотокопии двух орденских книжек, выданных одному лицу. Таип Хаджи Сабитов в июле 1945 года был отмечен первым орденом и получил документ, в котором говорилось:
"Правительство ВТР, признавая Ваши выдающиеся заслуги в деле независимости ВТР, награждает Вас орденом "Борьба за независимость" 2 степени под номером 61". Далее идут подписи председателя правительства ВТР узбека Алихана Туре Шакирходжаева и его заместителя уйгура Хакимбека Ходжи.
Вторым орденом "Борьба за независимость" уже 1-й степени, номер 139, Сабитов был награжден 18 июня следующего, 1946 года. Этот документ подписал сменивший Шакирходжаева на посту председателя Хакимбек. Любопытно, что на первом, раннем документе стоит печать правительства ВТР только на уйгурском языке, а на втором - уже на уйгурском и русском.
На обложке одной из орденских книжек Сабитова кроме пятиконечной звезды и полумесяца (желтые звезда и полумесяц - символы ВТР) - тисненая надпись арабским шрифтом "Нишан-билет", что можно перевести на русский язык как собственно "Орденская книжка".
Внизу - перевод. Правда, что это за медаль, я так и не понял [Рагимов]
Кроме ордена "Борцу за независимость" (в известных нам материалах он также упоминается как "орден Героя" двух степеней) известны и другие ордена ВТР: "Свобода" (азатлык) двух степеней (золотой и серебряный) в виде пятиконечной звезды, на правую сторону которой положен полумесяц, и орден "Мужества", представляющий собой пятиконечную звезду, в центре которой - воин с винтовкой наперевес. Ниже полукругом - сияние, еще ниже - полумесяц.
Существовали также наградные медали разных наименований, известные только в серебре, но всегда с датой выдачи и порядковым номером на оборотной стороне.
На медалях с надписью "За храбрость" (бахатурлук учун) помещены традиционные пятиконечная звезда и полумесяц желтой эмали, далее от центра идут два концентрических круга голубой эмали, по краю - еще один круг из чередующихся треугольников. На обороте - год и номер награды.
Мне известны четыре медали "За храбрость": три - с планкой обычной зеленой материи (1945 г., N 165; 1946 г., N 900 и 1302), четвертая - с планкой красной материи (1946 г., N 96). На лицевой стороне чередуются треугольники: в одном варианте - желтой эмали и серебряные, во втором - желтой и красной эмали. Что значит разница в цвете лент - пока не установлено. Одна из известных нам версий: награда на планке красной материи предназначалась гражданским лицам, возможно, медикам.
Еще одна медаль, также со звездой и полумесяцем на лицевой стороне, отличается от других тем, что дата "1945" помещена также здесь, причем она не выбита, а отлита вместе с медалью. Здесь же надпись - "доброволец" (фида и). Можно предположить, что медалью награждались первые воины - - добровольцы армии ВТР. Любопытно, что на оборотной стороне дата повторяется, но здесь она сделана штампом. Мне известны три такие медали: две - с датой на обороте "1945" (N 11 и 74) и одна - "1946" (N112).
Первый справа - "Орден Свобода" 2 степени
Третья медаль, надпись на которой можно перевести как "верность", "честность", "дружба" (садякет), отличается тем, что звезда и полумесяц расположены на ее лицевой стороне в левой верхней части, а от них по всему полю награды расходятся стилизованные солнечные лучи. Мне известны четыре экземпляра этой медали. Одна датирована 1945 годом (N 226), три - 1946-м (N 994, 1349 и 1632). Две последние медали - на планке зеленой материи.
Последняя из известных нам медалей ВТР имеет оригинальное изображение на лицевой стороне - вписанная в поле награды пятиконечная выпуклая звезда, в центре которой близкое по форме к Пентагону углубление, в котором, в свою очередь,- рельефное изображение встающего из-за гор солнца. Слева от зрителя - знамя (?) с надписью.
Медаль - на колодке красной материи. На оборотной стороне - номер "174". Предназначение медали нам пока не известно (один из предполагаемых вариантов - за отлично выполненную работу).
Отличившийся мог получить одну и ту же медаль неоднократно. Так, Ашир Вахиди был с 1944 года командиром партизанского отряда, позднее воевал в регулярной армии ВТР и дослужился до звания подполковника. Кроме двух степеней ордена "Борцу за независимость", Вахиди был дважды отмечен медалью "Верность" (садякет).
Кроме орденов и медалей, в наградной системе ВТР существовали наградные знаки, предназначенные для ношения на одежде. К ним, например, относится круглый серебряный знак с двумя скрещивающимися револьверами в центре. На лицевой стороне - 1945 год, на оборотной выбит N 47. Любопытно крепление знака: им является обычная английская булавка.
Судя по тому, что на знаке изображены револьверы, это должна быть офицерская награда за меткую стрельбу. Возможно, идею о таком знаке подал один из бывших царских офицеров, которых в рядах ВТР было немало, в их числе бывший белый офицер Иван Полинов, одно время командовавший всеми вооруженными силами ВТР. В дореволюционной России на знаках "За отличную стрельбу" для офицеров изображались скрещенные револьверы, а для нижних чинов - скрещенные винтовки.
Уже упоминавшийся нами Ашир Вахиди в автобиографии в числе своих наград называет знак "Снайпер", который он в чине подполковника получил от штаба армии ВТР.
Дополнительные сведения дает изучение фотографий награжденных, особенно высокопоставленных военных ВТР, у которых на мундирах можно увидеть неизвестные нам в подлинниках награды.
На груди генерал-майора ВТР казаха Далелхана Сугурбаева в числе других наград мы видим большой орден, напоминающий "Свободу", но значительно больший по размерам, крепящийся к мундиру с помощью не колодки, а винта либо заколки. К тому же между лучами звезды видны камни (бриллианты?). Вероятно, это высшая, исключительная степень ордена "Свободы". Во втором ряду мы также видим три неизвестные нам награды.
Советский офицер Фотий Лескин сначала организовывал борьбу местного населения с гоминьдановцами, а позднее контролировал охрану рудников в Синь-цзяне и обеспечивал вывоз сырья в Советский Союз автотранспортом. Судя по обилию уйгурских наград, местные власти к нему благоволили. Советских наград мы не видим, да и носить их в Синьцзяне человеку в форме полковника армии ВТР, мягко говоря, не рекомендовалось. Но судя по тому, что Лескин к 1955 году дослужился в Советской армии до звания генерал-лейтенанта, наши награды у него тоже были.
Не обойдены были наградами и командиры и бойцы партизанских, повстанческих отрядов, сыгравших огромную роль в борьбе с гоминданом, особенно на первом этапе. Такие народные герои, как Гани-батур Маматбаев, татарин Фатих Муслимов (между прочим, еще с 1930-х годов активный агент НКВД) и М. Т. Исхаков, ставший позднее генералом Народно-освободительной армии Китая, на фотографиях буквально увешаны орденами, причем часть которых отсутствует у других награжденных.
Несколько странно выглядит на фоне обилия наград ВТР у виденных уже нами героев Синьцзяна одинокий орден "Свобода" на груди лидера республики в последние ее годы Ахмеджана Касими. Объяснением этому может быть то, что награды ВТР были в абсолютном большинстве военными, а Касими, несмотря на свой высокий пост, являлся человеком сугубо гражданским. Впрочем, причиной этого могла стать и его скромность.
Автору известна лишь одна трудовая награда в виде серебряной пятиконечной звезды, в верхней части которой скрещеные лопата и кирка на неясном фоне. Надпись по-уйгурски и по-китайски "беги (теки) канал". Надпись на оборотной стороне - "знак труда" и номер. Датированы оба известные мне экземпляра 1950 годом. Давались они за отличие при сооружении Ак-Устанского канала в районе реки Или, уже после полного вхождения Синьцзяна в состав КНР."
Текст - В.А. Дуров
Иллюстрирование - моих кривых рук дело. Так что, если где напортачил - меня и ругайте.