Далеко не каждый навскидку сможет сказать кто и из-за чего там у Гомера осаждали Трою, и почему царь Итаки столько лет таскался по морю. Но все знают Ахилла и Одиссея.
Шерлок Холмс, Мартин Иден, Натаниэль Бампо, Робинзон Крузо, Сильвер и Гулливер. Мегрэ, Мисс Марпл, Майкл Форкосиган, Ихтиандр. Сеттинги ушли, герои остались.
Большая литература живет не идеями, но персонажами.
Жюль Верн останется благодаря капитану Немо, а вот Уэллса и Кларка скорее всего забудут (уже забывают). Потому что у них нет персонажей, а есть железо и ситуации...
Даже пошлого Рокамболя и многотомного Фантомаса помнят не по их похождениям ...
Я не смотрел экранизацию "Дженерейшн П" , но персонажи Пелевина стоят передо мной как живые. Про Эко, Фаулза, Владимира Орлова и Бориса Акунина вообще молчу.
Я не помню ни одного из героев Лукьяненко. Из всех произведений Олега Дивова остались лишь Гусев и Валюшок. Перед глазами проходят безмолвно клонированные ряды стандартных героев Круза и его апологетов. Попаданцы сливаются в серую ленту неразличимых одинаковых человечков.
Собственно так практически со всей современной фантастикой - персонажи не задерживаются в душе.
Как сами авторы "сточкеров" и прочих "метрогенезисов" отличают своих героев, остается только догадываться.
Но я собственно не об этом, а о книге , точнее трех книгах, героев которых я хорошо запомнил. Это "Пасынки Фанских гор".
Автор Михаил Гвор - соавторский псевдоним Миши Рагимова и Виктора Гвора. По жанру - ядерный постапокалипсис. По сути - "Таинственный остров" Жюля Верна, где храбрые и честные люди, оказавшись волей судьбы в дикой и враждебной среде, строят и обустраивают свою жизнь, поднимаясь от хаоса к нормальному цивилизованному существованию.
Зацепило тем, что персонажи там - настоящие и очень живые. Не супергерои , сошедшие с ярких страниц комиксов, и не плоды подростковых фантазий про то "как я их всех уделаю". Нет, перед нами нормальные люди, пытающиеся худо-бедно наладить жизнь в уцелевших в ядерной катастрофе анклавах. С проблемами, взаимоотношениями и непростыми характерами.
Обложки и сами тексты здесь, но они в принципе доступны и на бумаге, "и так" в сети. Авторы люди в этом плане спокойные.
Не претендую на истину в последней инстанции, но это единственный свеженаписанный роман подобной тематики, который я не только дочитал до конца (что бывает совсем нечасто, даже вполне приличного Громова осилил полторы книги ввиду полнейшей шаблонности героев и ситуаций) но читал с удовольствием, после чего собственно с одним из авторов скорешился.
Ниже хороший отзыв. Не мой, а ЖЖ-юзера
1. крайне понравился язык изложения - в сущности, нормальный русский язык без каких-то особых кучерявостей и без нарочитой стилизации под просторечность. Армейский юмор весьма к месту, тем более, что в постсоветских государствах, полагаю, он по сей день сохраняет общепонятность. Вообще, читается легко и с удовольствием.
2. атмосфера приближения БП передана отлично - вроде бы и ничего особенного, но внимательным людям ясно, что что-то этакое надвигается, а когда конкретно приключится и в какой форме, хрен спрогнозируешь. Этим трилогия выгодно отличается от основного массива постапов, где все случается абсолютно внезапно (а реально такая внезапность оправдана разве что в "Дне триффидов"). Ну, и удачный ход - то, что развитие событий в значительной мере как раз показано глазами таких внимательных вдумчивых людей.
3. раз уж о людях зашла речь - хорошо, что на редкость мало типичных (увы...) для данного жанра персонажей, ведущих себя с зашкаливающим идиотизмом и лезущих туда, куда лезть абсолютно не надо. Конечно, совсем без них было бы уж вовсе нереалистично, ну вот и прекрасно, что эта категория представлена группой литовских альпинистов, да и достаточно.
4. образ шахматиста - это вообще удача авторов. Я уж было по привычке испугался и ожидал всяческой достоевщины, однако оказался приятно обманут в своих опасениях. Потом на всякий пожарный слегка побоялся, что участи в расстрельной команде у него произведет какой-нибудь культурный шок напополам с когнитивным диссонансом, но когда, как говорится, все обошлось, почувствовал некоторую гордость за парня.
5. также хорошо, что поход из Сибири в Таджикистан не превратился в квест по сбору ништяков, чем нынешние авторы (и не только постапные) грешат слишком часто.
6. вообще про коллективный аспект выживания написано хорошо - кратко и емко. Разве что для контраста можно было бы добавить (даже в форме упоминания мимоходом) про печальную судьбу какого-нибудь одинокого выживальщега:)
7. меня, как убежденного антигуманиста, весьма порадовало отсутствие всяческих "соплей в сахаре". В частности, финальное выпиливание капитулировавших джигитов логически вписывается в такую доктрину, хотя гуманисты, несомненно, подняли бы визг. А нефиг! В нынешнем, что называется, дискурсе есть некое фундаментальное противоречие: с одной стороны, всяческие "права человека",с другой - натуральный культ Воина в разных проявлениях. При этом как-то затушевывается и обходится молчанием тот факт, что опора цивилизации - вовсе не воин, а труженик. И если те джигиты, как продемонстрировано всем ходом повествования, к труду принципиально неспособны, то чего ради их брать в плен, кормить и все такое? Так что я их ликвидацию всемерно одобряю, равно как и в целом методы ведения БД "ребенками". Хотя, подозреваю, многие и многие не одобрят...
8. вот рассуждения юной Саньки про убиение медведя путем перерезания глотки в прыжке, честно говоря, развеселили - очень уж перекликаются с локальным ганзовским мемом про "заколоть лося ножом в прыжке" за авторством Сережи-Гренадера:)
9. постапный мир обрисован хотя и бегло, но визуальная картинка получается качественная. Такой способностью едва ли не больше всех прочих обладали старые военные историки вроде Вильсона или Штенцеля - описать событие или обстановку в немногих протокольных фразах, но так, что все описываемое очень четко представляется. Опять же, ИМХО, ближе к реальности, чем традиционно изображаемый "постапокалиптический мрак".
Есть у меня одна-единственная ложка дегтя к этому роману, но о ней отпишу попозже, нужно будет книги перечитать и, главное, улучить момент, чтобы при этом у Гвора-главного не было в руках альпенштока или любого другого тупого тяжелого предмета ...
И снова похвастаюсь. Вдвойне приятно, что отзыв не просто хорошего человека, но еще и хорошего писателя (Р.М.)